Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Интеллект для бронетехники

Рассказывая в прошлом номере о вариантах модернизации танка Leopard 2, представленных на выставке сухопутных вооружений Eurosatory-2010, «ВПК» упомянул, что в этих разработках фактически нет ничего по-настоящему революционного, аналогичные проекты существуют в том числе и в России. И прошедший 30 июня -4 июля международный салон «Технологии в машиностроении-2010» весьма наглядно это подтвердил.

В целом форум, объединивший сразу четыре выставки, ранее существовавшие отдельно друг от друга - «Интермаш», МВСВ, «Аэроспейс» и UVS-TECH, оставил несколько двойственное впечатление. С одной стороны, здесь был показан ряд весьма интересных отечественных новинок, а с другой - представители предприятий-разработчиков, рассказывая о своей продукции, слишком часто повторяли: «Нашему Минобороны это не нужно, вообще не понятно, что ему сейчас нужно».

Салон «Технологии в машиностроении», который теперь будет проводиться каждые два года, задумывался как площадка, позволяющая России представить заинтересованным зарубежным партнерам новые отечественные изделия, ознакомиться с передовыми западными технологиями и, возможно, приобрести какие-то из них. По логике вещей процесс этот должен напоминать улицу с двусторонним движением. Однако сейчас обмен технологиями приобретает вид двух непересекающихся разнонаправленных потоков, потому что большая часть отечественных инноваций в сфере ОПК не вызывает интереса внутри страны.

Это, в частности, касается и «изюминки» прошедшей выставки - модернизированного танка Т-80У, оснащенного автоматизированным комплексом управления вооружением и сетецентрической аппаратурой, увязывающей линейные и командирские бронированные машины в АСУ тактического звена.

Для сецентрических боевых действий

Новое оборудование Т-80У состоит из двух основных частей: комплекса управления вооружением 45М и программно-вычислительного комплекса ТПК-Т-1.

Первый - полностью цифровой, такая работа в отношении оборудования бронетанковой техники в России сделана впервые. Он состоит из прицела-дальномера 1Г46М, комплекса командира «Агат-М» (или «Агат-МДТ»), стабилизатора вооружения, информационно-управляющей системы и ряда датчиков. 45М объединяет управление стабилизатором пушки, механизмом заряжания, комплексом оптико-электронного подавления «Штора» в единую систему. За счет учета параметров атмосферы и компенсации собственного хода он повышает точность стрельбы, автоматически компенсирует уходы стабилизатора поля зрения, запоминает параметры при загрузке снарядов.

В целом установка на Т-80У комплекса 45М позволяет кардинально улучшить точность огня и скорострельность, а за счет наличия в нем информационно-управляющей системы (ИУС) - повысить боеготовность. ИУС, во-первых, осуществляет постоянный оперативный контроль всех систем и в случае выявления неисправности на дисплей выводится соответствующая информация, подсказывающая экипажу варианты действий, необходимых для выполнения боевой задачи. Во-вторых, ИУС отслеживает работу экипажа и при неправильных, ошибочных действиях дает рекомендации по исправлению ситуации. Наличие встроенной системы контроля позволяет осуществлять самодиагностику сложных составных частей: вычислительной, лазерной, оптико-электронной техники, работа с которыми для солдата-призывника, служащего один год и имеющего в лучшем случае среднее образование, является слишком сложным делом. Кроме того, в два раза уменьшено количество органов управления и соответственно действий, которые нужно выполнять экипажу. То есть электроника взяла на себя основные интеллектуальные функции, упрощая работу танкистов как в бою, так и во время техобслуживания машины.

Организован цифровой обмен между комплексами управления вооружением и программно-техническим, что резко увеличивает не только боеспособность танка, но и параметр командной управляемости.

ПТК-Т-1 устанавливается на командирских танках на уровне от комбата до командира дивизии. В результате командир получает возможность посылать сообщения своим подчиненным - от линейного танка до командира роты и получать доклады о выполнении задания. Возможна работа с оперативно-тактической обстановкой на дисплее, то есть к заданию прилагается карта обстановки, на которой отображены положение своих войск и войск противника и постановка задачи. В состав ПТК-Т-1 входят автоматизированное рабочее место командира, вычислитель, устройство отображения, комплекс средств связи, навигационная система.

Средства связи представлены двумя УКВ- и одной КВ-радиостанциями (все три - семейства «Акведук»). Коротковолновая радиостанция с помощью мачты, устанавливающейся рядом с танком, позволяет достигать дальности передачи сообщений до 300 км. Обеспечивается как речевая связь, так и передача информационных текстов, в том числе формализованных, по закрытому каналу. Для внутренней связи экипажа в танке предназначена аппаратура АВСК-1У, которая дает возможность выхода на УКВ-радиостанцию всех членов экипажа.

Командир всю информацию по своему танку получает на устройство отображения. Туда выводятся данные о состоянии системы, местоположении машины, а также сведения от ИУС - количество и тип снарядов в механизме заряжания, в укладке, уровень топлива, информация с комплекса управления огнем: автоматически рассчитываются координаты объекта противника, которые могут быть переданы как вниз - командирам подразделений и танков, так и наверх - вышестоящему командованию. То есть комбат имеет возможность выдавать целеуказания подчиненным, а на их машинах эти целеуказания отрабатываются в автоматическом режиме.

Навигационное оборудование позволяет ориентироваться как по спутниковым сигналам, так и (в случае их отсутствия) с помощью самоориентирования по показаниям курса и крена, отталкиваясь от начальных координат.

На линейных танках и машинах командиров взводов и рот устанавливается комплекс ТПК-Т-2. В нем сделаны недоступными некоторые функции по обмену с вышестоящим командованием и отсутствует КВ-радиостанция.

В результате командир батальона всегда имеет полную информацию о том, какие задачи необходимо выполнять, где находятся танки его подразделений, о личном составе, количестве снарядов и топлива в машинах, постоянную связь с вышестоящим командованием. Он может принять полностью обоснованное решение о боеспособности батальона, подразделений и отдельных машин.

Через КШМ батальона информация о жизни и здоровье членов экипажей танков, наличии боеприпасов и горючего поступает в тыловые подразделения бригады, облегчая медицинское обеспечение и снабжение.

Работы по модернизации Т-80У выполнены петербургским Специальным конструкторским бюро транспортного машиностроения (СКБТМ), являющимся головным исполнителем проекта, в содружестве с Красногорским и Вологодским ОМЗ, ЦКБ ИУС. Разработчик программно-технического комплекса - Горьковский завод аппаратуры связи имени А. С. Попова.

К этой разработке, первоначально выполнявшейся по заказу ГАБТУ, в ходе выставки проявили живой интерес несколько зарубежных делегаций. Российское же Министерство обороны к ней как-то охладело.

Пока интегрированная система управления огнем является опытным образцом, проведены обширные испытания с большим количеством выстрелов. Как сообщил главный конструктор СКБТМ Александр Уманский, после доведения модернизации до результативного окончания новая аппаратура может быть использована не только на Т-80У, но и на всех других отечественных машинах. Габаритно-компоновочные решения этого комплекса позволяют просто менять старые блоки на новые как в ходе модернизации имеющихся танков, так и при производстве новых. По словам Уманского, важно и то, что система реализована полностью на отечественной элементной базе с учетом имеющихся технологий. То есть для освоения серийного производства комплексов не требуется специальной подготовки производства.

Потенциал развития

Бортовое оборудование в составе комплекса 45М и ТПК позволяет встроить танк третьего послевоенного поколения, задумывавшегося и создававшегося в эпоху аналоговых устройств и компьютеров, занимавших по объему отдельные помещения, в современное электронное боевое пространство. По всей видимости, необходимо проводить работы и по модернизации самого «железа». О направлениях такого совершенствования мы попросили рассказать начальника отдела нового проектирования Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Владимира Неволина.

По его словам, модернизация Т-90 ведется, это очень серьезная и глубокая работа, правда, о ее результатах говорить пока не время. Постепенно улучшается и экспортная модификация - Т-90С. В частности, для Алжира предназначаются более продвинутые танки, чем те, которые заказала Индия. На алжирских Т-90С реализованы две новые функции: тепловизионная система автоматического сопровождения цели и комплекс оптико-электронного подавления.

Продолжаются переговоры по установке на Т-90С автоматической трансмиссии западного производства, но пока до реальных работ дело не дошло. Для того чтобы такой вариант танка был востребован на рынке, силовая установка в соответствии с западной «модой» должна представлять собой моноблок, позволяющий в случае необходимости быстро восстанавливать боеспособность машины с вышедшим из строя агрегатом. Такое решение имеет как плюсы, так и минусы. К последним относится общее существенное удорожание танка. В существующем варианте Т-90 конструкция позволяет быстро добраться до основных узлов и отремонтировать их в полевых условиях без необходимости демонтировать силовую установку и трансмиссию. А моноблок ремонтируется только на заводе. Значит, нужен запас недешевых силовых агрегатов для замены. Кроме того, для проведения операции по изъятию из танка моноблока и установки запасного необходимо иметь БРЭМ фактически в каждом взводе, что также не удешевляет эксплуатацию машин с такой трансмиссией.

По словам Владимира Неволина, вынесение боекомплекта и автомата заряжания из корпуса танка пока не планируется, но проводятся определенные мероприятия по улучшению защиты БК.

В настоящее время преждевременным можно считать и переход на орудие более крупного калибра. 125-мм бронебойные подкалиберные снаряды пока имеют потенциал для развития. Дело в том, что цели для танков становятся более разнообразными и поражение ОБТ противника - уже не самая первоочередная задача. По мнению Неволина, нужно развивать боеприпасы, предназначенные для поражения живой силы, для ведения боевых действий в городских условиях. Необходимы новые снаряды с дистанционным подрывом, с различными вариантами снаряжения, возможно, аналогичные созданным за границей снарядам с суббоеприпасами индивидуального подрыва. Вместе с тем стоит заняться улучшением технологии изготовления самих пушек - осуществлять более точную обработку стволов для повышения точности огня, работать над более правильным расположением противооткатных устройств, чтобы устранить возмущения, возникающие в процессе выстрела.

"Волк" выходит на тропу войны

Еще одной бронированной новинкой форума «Технологии в машиностроении-2010» оказалось семейство защищенных модульных автомобилей «Волк», разработанных Военно-промышленной компанией. «Волк» создавался с учетом опыта эксплуатации и боевого применения «Тигра» и его западных аналогов. Российский вариант имеет несколько отличительных особенностей, сочетание которых делает его во многом уникальным. Главная особенность машины - независимая гидропневматическая подвеска всех колес, позволяющая изменять клиренс от 250 до 550 мм. Такое решение направлено на снижение негативных последствий от взрыва под колесом, поскольку воздействие взрывной волны на гидропневмоподвеску рождает иные возмущающие действия, чем в варианте с традиционной подвеской на упругих элементах - рессорах или пружинах. Кроме того, при взрыве мощность ударной волны, уходящей вверх, снижается в геометрической прогрессии, поэтому чем выше корпус над уровнем земли, тем безопаснее для находящихся внутри людей. А в максимально поднятом варианте дорожный просвет у «Волка» больше, чем у всех его западных аналогов, рассматривавшихся инженерами при создании новой машины.

Кроме того, изменяемый клиренс позволяет улучшить проходимость машины на пересеченной местности, а на асфальте - сохранять хорошую управляемость. Жесткость подвески может регулироваться в зависимости от типа грунта.

Для повышения защищенности экипажа и десанта от подрыва на машине применено двойное днище с изолированным нижним элементом и прослойкой. Сиденья подвешены к крыше как в кабине, так и в функциональном модуле, предназначенном для перевозки людей.

В базовом варианте машина имеет сравнительно легкое бронирование, уровень которого в зависимости от необходимости повышается путем навески дополнительных керамических защитных элементов, это легко выполняется в полевых условиях. В конструкции использованы бронированные стекла самого высокого класса стойкости толщиной 68 мм без изменения оптических показателей.

Машина оснащена бортовой информационно-управляющей системой. Она позволяет выполнять диагностику, контролирует параметры работы основных агрегатов и узлов, не дает водителю совершить ошибочные действия. Это ведет к сокращению объемов обслуживания и увеличению срока службы машины.

Базовый двухосный вариант имеет бронированный модуль вместимостью 10 человек, грузоподъемность - 1,5 тонны. В модификации с грузовой платформой можно перевозить до 2,5 тонны, такая же грузоподъемность в трехосном варианте с бронемодулем. В версии с базовым бронированием полная масса двухосного автомобиля составляет 7,5 тонны.

«Волк» комплектуется дизелем семейства ЯМЗ-5347 мощностью до 300 л. с., все остальные узлы и агрегаты машины также отечественного производства. Надо отметить, что премьерный показ «Волка» в Жуковском вызвал повышенный интерес участников форума, некоторые из которых, судя по всему, могут стать его потенциальными заказчиками. А вот окажется ли в их числе российское Минобороны, увлекшееся идеей лицензионного производства итальянской ББМ IVECO LMV, неизвестно.

Кстати, незадолго до начала форума «Технологии в машиностроении-2010» на полигоне Арзамасского машиностроительного завода проведены испытания БТР-80, в ходе которых под одним из колес машины был осуществлен подрыв взрывного устройства мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте. При этом бронетранспортер, полная масса которого составляет 13,5 тонны, подбросило на метр вверх и на пять метров назад. Можно представить, что в подобной ситуации ожидает IVECO LMV массой 6,5 тонны, а ведь ее разработчики обещают сохранение жизни находящихся внутри людей при подрыве на фугасе массой 8 кг!

Забытый калибр

Среди других, менее масштабных по массогабаритным характеристикам новинок форума можно отметить впервые продемонстрированный бесшумный 82-мм миномет 2Б25, разработанный в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». Бесшумность, беспламенность и бездымность выстрела достигаются за счет того, что процесс инициации вышибного заряда и его горение происходят внутри длинного хвостовика мины. Хвостовик представляет собой трубу, в конце которой закреплен заряд, а перед ним - втулка, при воспламенении заряда движущаяся по штоку, закрепленному в стволе миномета. При заряжании мина падает на этот шток. В конце процесса горения вышибного заряда втулка заклинивает в конце хвостовика мины. Ствол в данном случае - это просто направляющая труба, не испытывающая нагрузок при выстреле, поэтому его можно сделать максимально легким. Плита миномета - составная. Для стрельбы с мягких грунтов используется ее большая часть, а с асфальта и других твердых покрытий можно стрелять только с небольшого подпятника. Вес миномета - 13 кг. Расчет состоит из двух человек, один из которых несет миномет, а второй - укладку с двумя минами (масса каждой - 3,3 кг).

Максимальная дальность стрельбы из этого миномета составляет 1200 метров, минимальная - 100. Скорострельность - 15 выстрелов в минуту. Масса боевой части мины - 1,9 кг. Миномет предназначен для спецподразделений с целью обеспечения скрытности и внезапности боевого использования. При стрельбе из него звук по громкости похож на выстрел из автомата с глушителем.

Идея такого оружия уже неновая. Аналогичные разработки в нашей стране начинались еще в 30-40-х годах. Однако теперь миномет 2Б25 доведен до состояния серийной продукции, а в этом году уже начались его поставки ВС РФ.

Среди других относительных новинок «Буревестника» можно отметить обновленный 82-мм миномет 2Б24 и универсальный 57-мм автоматический боевой модуль.

2Б24 имеет новую плиту, которая позволяет стрелять без подготовки позиции. На любом типе грунта после первого выстрела плита занимает нужное положение и позволяет вести круговой обстрел, не меняя ее положения, только лишь переставляя двуногу. Для применения более мощного боеприпаса у миномета усилен ствол, на его казенной части сделана нарезка, увеличивающая теплоотдачу. Установлен усовершенствованный предохранитель от двойного заряжания. Вес возрос всего на 2,5 кг, масса миномета составляет 45 кг. Имеется версия, размещенная на шасси МТ-ЛБ. Для 2Б24 предназначен новый боеприпас 3-0-26 массой 4,4 кг, дальность стрельбы которым увеличена до 6 тысяч метров (дальность стрельбы обычной 82-мм миной - 4 тысячи мет- ров). Правда, отработка этого боеприпаса пока не завершена.

57-мм модуль, созданный на базе морской зенитной пушки С-60, первоначально разрабатывался по заказу Вьетнама для модернизации танков ПТ-76. Но затем в силу экономических трудностей заказчика работы приостановились. Дальнейшая разработка шла за счет собственных средств, которые пока не позволяют заняться постройкой опытных образцов и проведением их полигонных испытаний. В настоящее время модуль прорабатывается в виде ЗСУ для сухопутных войск, а также семейства боевых отделений для легкой бронетехники. Последний вариант, возможно, был бы весьма интересен, поскольку базовое орудие обладает отличными баллистическими характеристиками, а снаряды 57-мм калибра более чем в два раза эффективнее 30-миллиметровых. В частности, на расстоянии километра бронебойный снаряд такого калибра пробивает кирпичную преграду толщиной 1 метр. Максимальная дальность стрельбы 57-мм пушки - 17 километров.

Модули, предназначенные для бронетехники, имеют массу от 2,5 до 4 тонн и пригодны для установки на все существующие отечественные БТР и БМП. Правда, для полноценного использования в качестве сухопутного оружия необходима разработка нового взрывателя для осколочно-фугасного снаряда, но в России, к сожалению, пока никто этим не занимается. Да и в целом наши военные не проявляют никакого интереса к этому калибру. Хотя на Западе в настоящее время прорабатываются варианты увеличения калибра автоматических пушек, устанавливающихся на легкобронированную бронетехнику. Возможно, ситуация сдвинется с мертвой точки после того, как возобновится финансирование проекта Вьетнамом - предпосылки для этого есть, а также после начала строительства в Казахстане ракетных катеров по российскому проекту 20970 «Катран», для вооружения которых предназначается 57-мм автоматическая артиллерийская установка А-220М на базе той же пушки С-60.