"Прогресс" везет на МКС "чудо-шторку"

Российский грузовой корабль "Прогресс", стартовавший в 19:35 по московскому времени с Байконура, везет на МКС грузы для обеспечения функционирования станции и жизнедеятельности экипажа. Через девять минут после старта "Прогресс М-06М" отделился от ракеты-носителя "Союз-У" и начал двухдневный автономный полет к МКС.

"Грузовик" доставит на орбиту около 2,5 тонны различных грузов, в том числе продукты, воду, кислород, санитарно-гигиенические средства, топливо и оборудование. Кроме того, экипаж МКС-24 (россияне Александр Скворцов, Михаил Корниенко, Федор Юрчихин и американцы Трейси Колдуэлл-Дайсон, Шеннон Уокер, Дуглас Уилок) получит посылки от семей и пополнение в бортовую фильмотеку, сообщает ИТАР-ТАСС.

На борту "грузовика" - не только топливо, вода, аппаратура, кислород и стандартные рационы питания. Специалисты Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН отправили экипажу 15 килограммов свежих фруктов - более 7 килограммов яблок, а также грейпфруты и лимоны. Как отмечают в ИМБП, россияне в полете обычно предпочитают яблоки, а американские и европейские астронавты - цитрусовые.

Все плоды упакованы в специальные контейнеры, позволяющие сохранять их свежими в течение нескольких месяцев. А в посылках от психологов и семей космонавты найдут шоколадные конфеты, карамель и сухофрукты, которые не только разнообразят меню "небожителей", но и поднимают им настроение.

Психологи позаботились также и о "духовной пище" для экипажа, отправив космонавтам несколько художественных фильмов, составляющих классику мирового кино, и один новый российский фильм. Российско-американскому экипажу предоставится возможность познакомиться с различными периодами истории: оценить оригинальный взгляд известного французского режиссера Жана Ренуара на Первую мировую войну ("Великая иллюзия"), посмеяться над интерпретацией истории молодой советской республики в "Ниночке" со знаменитой Гретой Гарбо в главной роли, сопереживать героям семейной саги "Евдокия" и проникнуться духом культуры хиппи в ленте "Дом Солнца". Кроме того, заядлый рыбак Михаил Корниенко, по словам главного космического психолога Ольги Козеренко, сможет почерпнуть много интересного о своем хобби из свежего номера международного ежемесячного журнала "Рыбачьте с нами" и одноименного видеожурнала, которые он также найдет на борту "Прогресса".

Другие члены экипажа в часы досуга смогут полистать свежие номера журналов "Вокруг света" и " Гео", а также ознакомиться с автоновинками, прочитав свежий номер журнала "За рулем". Стремясь сделать изолированную жизнь в космосе как можно комфортнее, психологи также отправили на МКС репродукции картин русских художников с пейзажами разных уголков России, которыми космонавты смогут оживить интерьер своего "орбитального дома".

Заботу об экипаже проявили и ученые, изучающие воздействие радиации на критически важные органы человека. На борту "Прогресса" они отправили на МКС специальный экран-шторку, который будет служить дополнительной защитой от радиации для экипажей станции. "Чудо-шторка" оборудована кармашками, в которые будут вставляться полиэтиленовые упаковки с влажными салфетками, используемыми для личной гигиены экипажей и для уборки станции. Упаковки и пропитка салфеток изготовлена из материалов, содержащих водород, углерод и азот, которые эффективнее всего ослабляют космическую радиацию, пояснил руководитель эксперимента "Матрешка" Вячеслав Шуршаков. Снаружи и внутри шторки установлены датчики, фиксирующие дозы радиации. На борт МКС загрузили также новые бабл-детекторы для обитающего на станции российского шарового фантома "Матрешка-Р". Эксперимент "Матрешка" по изучению воздействия радиации на жизненно важные органы человека ученые проводят на МКС с начала 2004 года.

Космические модельеры отправили на "грузовике" обновки для следующего экипажа - МКС-25/26, который прибудет на орбиту в октябре. По словам главного космического кутюрье Александра Ярова, в контейнер загрузили сменные комбинезоны, а также разнообразное белье и тонкие хлопковые носки. Кроме того, россияне еще получат легкие брюки из рубашечного полотна, "оснащенные" кармашками, сеточками, липучками и крючочками, которые облегчают труд "небожителей", а также "комплекты монтажника" - специальные фартуки с липучками для крепления инструментов.

Биохимики на этот раз ограничились оборудованием и укладкой для проведения эксперимента "Асептик", в рамках которого отрабатывается методика всех режимов стерилизации биолаборатории, установленной на модуле "Поиск" (МИМ-1). Первую сессию эксперимента провели в феврале россияне Максим Сураев и Олег Котов из экипажа МКС-23. Теперь же "колдовать" в биолаборатории предстоит командиру МКС-24 Скворцову.

"Прогресс М-06М" - шестой "грузовик", оснащенный современными цифровыми системами - будет сближаться со станцией по двухсуточной схеме. Корабль должен причалить к служебному модулю "Звезда" в 20:55 по московскому времени 2 июля, уточнили в ЦУП.