Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Компьютерную грамотность взвалили на e-тимуровцев

Компания AHConferences провела в Москве, очередной, восьмой по счету, форум «Информационные технологии в госсекторе».

Надо сказать, что мероприятие, хотя и собрало значительную аудиторию, проходило вполне традиционно. Так в программу форума вошли выступления представителей органов власти, готовых поделиться опытом использования информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, а также IT-компаний, желающих стать поставщиками продуктов и услуг для органов власти и различных госучреждений. Даже некоторых выступающих можно назвать традиционными.

В частности, начальник службы «одного окна» и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа Москвы Анна Коробова рассказала о развитии «электронного правительства» Зеленограда за последний год. Причем если в предыдущие годы она рассказывала о развитие отдельных сервисов или направлений по электронному взаимодействию с гражданами и предоставлению им тех или иных услуг в электронном виде, то на этот раз постаралась дать цельную картинку «электронного правительства» Зеленограда. При этом CIO префектуры рассказала о некоторых проблемах, с которыми пришлось столкнуться при создании «электронного Зеленограда». К главным из них, по мнению Анны Коробовой, следует отнести, в частности, отсутствие межведомственного сотрудничества.

В число компаний, решивших показать себя лицом перед потенциальными госзаказчиками, вошли VMware, Contour Component, Triple-Lite и «Открытые технологии». Кстати, представляли они и свои продукты, и услуги. Так, «Открытые технологии» решили поговорить с участниками об IT-аутсорсинге. По словам руководителя дирекции компании по сервису и аутсорсингу Ивана Андрианова, рынок IT-аутсорсинга в России развивается и в текущем году его объем должен составить около 1,1 миллиарда долларов. При этом он отметил, что сегодня сложились некоторые предпосылки для использования модели аутсорсинга в госсекторе. К ним Андрианов отнес, в частности, необходимость оперативного и качественного обслуживания большого парка оборудования и ПО при отсутствии штата высококвалифицированных специалистов.

«Изюминкой» же форума стало выступление генерального директора Российского агентства развития информационного общества (РАРИО) Александра Айгистова, который решил рассказать о проблемах регионов при создании «электронного правительства». По его словам, сегодня в России сложилась ситуация, когда «электронное правительство» создается не для граждан, а для самого себя. Так, отмечает Айгистов, в «Стратегии развития информационного общества» в самой первой строчке написано, что оно характеризуется не только высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий, но и активным использованием их нашими гражданами. И все — больше про граждан в этом документе ни одного слова».

По мнению руководителя РАРИО, такая ситуация сложилась в связи с тем, что в положении о Минкомсвязи, которое вместе с Советом безопасности РФ и разрабатывало названную стратегию, вообще нет пункта, указывающего, что это ведомство должно работать еще и с гражданами. Это просто федеральный орган исполнительной власти, который формирует государственные информационные услуги и обеспечивает доступ к ним. Дальше тишина...

«Поэтому когда министр связи и массовых коммуникаций отчитывается за портал госуслуг, то он говорит только о том, что портал посетило такое-то количество людей и они начали пользоваться услугами, говорит Айгистов, а вот информации о том, кто из граждан дошел до конца, получил качественную комфортную услугу, какое у него сложилось мнение об электронных госуслугах — никто дать не смог». Более того, по словам руководителя агентства, Минкомсвязи опасается привлекать граждан к активной жизни в информационном обществе. Главная причина боязни ведомства заключается в том, «что оно-то население подготовит, а вот технологии не успеют». То есть получается, что Минкомсвязи до работы с населением еще не добралось.

«Вот и получается, что министерство занимается вопросами предложения «электронного правительства», а наше агентство — вопросами спроса», отметил Александр Айгистов. «Сегодня в стране проживают 142 миллиона человек, примерно 20 миллионов — не наша целевая категория — дети до 7 лет или люди старше 75-ти лет. Из оставшихся 120 миллионов еще около 50 миллионов — люди, которые уже пользуются электронными услугами и сервисами. Но остаются еще 70 миллионов граждан взрослого населения, которые фактически выключены из жизни», — объяснил Айгистов. Для изменения этой ситуации, по мнению руководителя РАРИО, необходимо прежде всего заниматься повышением компьютерной грамотности населения — открывать бесплатные компьютерные классы.

По словам, Александра Айгистова, решение проблемы с бесплатными компьютерными классами и организацией в них обучения появилось в регионах. Речь идет о движении «Тимуровцы информационного общества», зародившемся в Якутии. РАРИО стало официальным организатором этого «молодежного движения», находящегося под патронажем Общественной палаты РФ. Тимуровцы уже проявили себя в 20 регионах России, где на базе компьютерных классов школ, библиотек и пунктов коллективного доступа обучают компьютерной грамотности взрослое население. В первую очередь — социально-уязвимые категории граждан: это уволенные в запас военные, инвалиды, пенсионеры и пожилые люди.

Еще один момент, который Айгистов затронул в своем выступлении — программы обучения граждан работе с IT. По его словам, в России предпринимаются попытки реализовать программу «Норвежский электронный гражданин». «Ее внедряют насильственно, искусственно, чиновников учат в разных регионах страны, — говорит Александр Айгистов. — Есть различные программы Microsoft, в которых продвинутый пользователь может даже разобраться. Но для обычного человека это вообще невозможно. Поэтому РАРИО предложило новую всероссийскую программу обучения компьютерной грамотности с учетом российского менталитета. Сейчас в Новгороде, Пятигорске и Москве ведется работа над этой программой. Ее суть — меньше навороченного текста и больше пояснительных картинок, обязательные главы о медиаграмотности, безопасности, о государственных услугах».В целом, глава РАРИО сделал вывод, что прежде чем вводить электронные государственные услуги и сервисы, необходимо подготовить пользователей, пробудить интерес, доверие, желание у людей, чтобы они с удовольствием захотели изменить свою жизнь с помощью ИКТ. «Иначе народ плюнет и все».