Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Неполадки в "Булаве" найдут методом тыка

Межконтинентальная ракета морского базирования «Булава», которая уже 11 лет не может подняться в воздух, будет испытана крайне необычным способом. Для поиска причин неудачных пусков будет запущено три одинаковых ракеты, что, по словам экспертов, является несуразным и дорогим способом.

Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил в пятницу, 21 мая, что новые испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» могут состоятся, ориентировочно, в ноябре 2010 года. По его словам, если ошибка имеется, она должна повториться на трех ракетах, которые к тому времени планируется создать. «Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны»,— сказал министр.

Он уверен, что причина неудачных пусков «Булавы» заключается в технологии сборки, а каждый неудачный пуск «имеет свои причины». Что будет, если и в ноябрьской серии запусков «Булавы» каждый раз будет отказывать разный узел ракеты, Сердюков не уточнил. Видимо, этот вариант не рассматривается.

По словам первого вице-президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук Константина Сивкова, решение министра по поиску неисправности в ракете методом тройного пуска— одно из самых нелепых и дорогостоящих в истории проекта. При стоимости каждой ракеты около 300 млн рублей, стоимость ноябрьского летного испытания составит около 1 млрд рублей. При этом никаких гарантий того, что неполадку удастся обнаружить, нет.

Вернуться к стендам

«Конечно, мы имеем дело с последствиями отказа от стендовых испытаний. Такие испытания для того и нужны, чтобы проверить работу всех узлов в рабочем режиме, но в условиях „прямой видимости“. А вот когда качество изделия проверяют методом пуска, приходится полагаться только на показания приборов, которые не всегда бывают точными и объективными»,— сказал Сивков GZT.RU.Что такое «Булава»

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (в международных договорах используется название РСМ-56, по классификации НАТО— SS-NX-30) имеет максимальную дальность полета 8 тыс. км.
Ракета может нести 6–10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения по 100–150 килотонн, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.

Решение о разработке ракеты было принято в 1988 году, ее создание поручили Московскому институту теплотехники. Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство.

Эксперт добавил, что разработчикам «Булавы», вероятно, придется вернуться к созданию стендового комплекса, поскольку до сих пор без него не обходилась ни одна новая ракета.

К тому же он подчеркнул, что еще одной причиной неудач морской ракеты стало решение передать ее разработку Московскому институту теплотехники, который никогда морские ракеты не производил, вместо того, чтобы отдать проект КБ Макеева, который создавал практически все советские стратегические ракеты для подводных лодок.

При создании «Булавы» в 90-х от стендовых испытаний было решено отказаться, чтобы ускорить разработку и удешевить проект. В пользу «Булавы» сыграла унификация с наземной ракетой «Тополь-М», конструктивным аналогом которой «Булава» и является.

Неопознанная летающая «Булава»

«Булава» должна в перспективе стать основой морских стратегических ядерных сил, под эту ракету уже заложены новые подводные лодки. Однако из 12 пусков ракеты только пять признаны успешными.

Последний, также неудачный пуск был произведен 9 декабря 2009 года. Полет «Булавы» тогда сильно озадачил норвежцев: они увидели в небе странное явление— светящийся объект голубого цвета, который в течение нескольких минут двигался по спирали, постепенно увеличиваясь. Потом из центра этой спирали высветился луч, который оставался в небе в течение 10–12 минут, пока не исчез.

Местные ученые тогда успокоили испуганных жителей, опровергнув слухи об НЛО. А поскольку об испытаниях российской ракеты объявлялось заранее, в Норвегии сделали вывод, что «НЛО»- и есть «Булава».

Виноваты детали и американцы

В качестве одной из причин, по которой ракета отказывается летать, в свое время называли сбой в работе газогенератора, преобразующего энергию газов от горения ракетного топлива в электроэнергию для систем управления.

По другой версии, одна из частей «Булавы» оказалась бракованной. Дефектная деталь могла попасть в ракету из-за отсутствия эффективного контроля качества со стороны либо завода-изготовителя, либо при непосредственной сборке ракеты, говорил тогда анонимный источник.

Ходили даже слухи, что испытаниям мешали США. Утверждалось, что американские военные использовали для этого современные средства радиоэлектронной борьбы с баз на Аляске, в Северной Европе и Гренландии. Впрочем, эту версию в Минобороны опровергли.