Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Борис Олегович Добродеев и видеобум в Рунете

Завтра, 19 мая, откроется видеопортал Zoomby.ru компании «Веб-ТВ»; можно было бы сказать «очередной» – потому что такие сайты сейчас вовсю плодятся в Рунете, – если бы пост директора по развитию «Веб-ТВ» не занимал Добродеев Борис Олегович, сын главы ВГТРК Олега Добродеева. Среди партнеров нового сервиса – столпы отечественного телерынка: они, кажется, поверили в бизнес-модель легального видеосервиса в интернете.

Zoomby.ru анонсируют как «длинный» проект, направленный на увеличение капитализации. По имеющимся сведениям, в планах компании – достичь к 2015 году уровня в несколько сот миллионов долларов. Одно из преимуществ zoomby – партнерство с рекламным агентством Video International: предполагается, что с его помощью портал сможет предложить рекламодателям модель продажи рекламы, привычную для них по работе с телевидением, тем более, что у агентства существует солидный пул постоянных заказчиков. Кроме того, за этим проектом стоит группа компаний «Национальные телекоммуникации» (НТК), которой принадлежит ряд операторов широкополосного доступа в интернет и кабельного телевидения, включая известный в Москве бренд «ОнЛайм». Ну и, конечно, у Zoomby – партнерские отношения с ВГТРК – крупнейшим в России владельцем и агрегатором видеоконтента. Это партнерство носит стратегический характер. У ВГТРК – хорошие юристы и, насколько мне известно из источников в медиахолдинге, стандартной для него практикой является страхование от риска смены менеджмента в компании-партнере.

Чем этот проект отличается от конкурирующих стартапов? В первую очередь, количеством доступного лицензионного контента, которым не может похвастаться ни один другой видеопортал. Помимо ресурсов ВГТРК важную роль тут играют и возможности НТК: операторские компании, входящие в холдинг, работают со многими нишевыми телеканалами, жизненно заинтересованными в своем присутствии на его платформе. При продлении договоров и заключении новых для НТК не составит труда выкатывать каналам пакетные предложения, включающие обязательное предоставление контента для zoomby. Предложения, от которых те не смогут отказаться.

Основной конкурент, проект ivi.ru, принадлежит компании Digital Access, вот уже полтора года успешно занимающейся монетизацией b2b-видеосервисов. Ivi является попыткой выхода в сегмент b2c, где зарабатывать предполагается, в основном, по рекламной модели. Впрочем, будут предлагаться и платные аккаунты для тех посетителей, кто хотел бы обойтись без обязательного просмотра рекламы. Основным инвестором проекта является группа компаний ru-Net Holdings, а доли в нем уже предлагались всем крупным игрокам рынка. В настоящий момент вопрос о приобретении такой доли рассматривается крупным инвестиционным фондом, по оценке которого текущая стоимость проекта составляет $22–24 млн. По всей видимости, дальнейшей стратегией ivi также будет повышение капитализации и последующая перепродажа – с пока еще непонятным горизонтом планирования.

В ситуации, когда оба проекта ориентируются на рост капитализации, степень их успешности напрямую связана с размером лояльной аудитории, которую им удастся приобрести, – это справедливо и для рекламной модели, и для платных дополнительных услуг. А потенциальная аудитория непосредственно зависит от объема и качества контента. В этом отношении позиции zoomby выглядят более предпочтительными, остальные же существующие видеопорталы, возможности которых по агрегации лицензионного контента на этом фоне незначительны, и вовсе рискуют оказаться аутсайдерами и вылететь с рынка, как это уже произошло с недавно закрывшимся проектом kenguru.tv. Однако соревнование между видеопорталами за контент еще далеко от завершения. Помимо множества нишевых телеканалов, «бесхозным» пока что остается «Первый канал» со всем своим цифровым семейством. В вопросе, кто получит права на распространение в интернете принадлежащего ему контента, и состоит главная на сегодня интрига.

У лицензионных видеохостингов есть и еще одна сторона. До недавнего времени основным драйвером рынка широкополосного доступа в интернет был «тяжелый» контент файлообменных сетей, состоящий преимущественно из контрафактного видео. Именно для того, чтобы иметь возможность за комфортное время скачивать пиратское кино, – сначала в DivX, затем в DVD-качестве, а теперь уже и в HD, – абоненты и приобретали у операторов все более скоростные каналы доступа, увеличивая их доходы. Сами операторы, к файлообменным сетям отношения не имеющие, закона не нарушали, но существующая ситуация была им на руку. Однако в последнее время в России наметилась тенденция к ужесточению борьбы с пиратским файлообменом. Поэтому многие операторы ШПД стали задумываться о наполнении своих сетей легальным «тяжелым» контентом, чтобы у абонентов сохранялся стимул платить за более скоростные каналы. Не исключено, что при создании zoomby эта цель также имелась в виду, хотя и трудно сказать, насколько она являлась приоритетной: медийщики в руководстве НТК явно играют первую скрипку по сравнению со связистами. По крайней мере, тестирование видеопортала еще до его официального открытия было доступно пользователям оператора «Нэт Бай Нэт Холдинг», конкурирующего с провайдерскими проектами НТК. Для связистов, которым следовало бы заботиться о наполнении контентом собственной сети, такое партнерство выглядело бы странным, а вот в логику действий медийщиков оно вполне вписывается.