Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Об отмене налога на прибыль в Сколкове

Председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров об отмене налога на прибыль в Сколкове.

Особые законы для Сколково – это все только обсуждаемые предложения, реализовать которые можно лишь путем изменения законодательства. Потребуется не менее десятка новых законодательных актов. Мы будем с этим работать, когда этот пакет поступит в Государственную Думу. Правительство внутри себя еще не определилось.

Для нас самое главное, какую продукцию должно производить Сколково? На этот счет есть заявление Госдумы, что Сколково должно производить технологии. Технологии – это интеллектуальная собственность, у нее специальный режим оборота. В России эта собственность вообще не оборачивается: не продается и не покупается. В этом плане, если заявленные льготы будут привязаны к обороту интеллектуальной собственности, то они будут вполне оправданны на период первичного формирования этой зоны.

Льготный налоговый режим оправдан при условии привязки к формированию, производству и продаже технологий, опытных образцов, патентов и другой интеллектуальной собственности. Это ключевой момент, инновационная экономика от не инновационной отличается наличием промышленной интеллектуальной собственности. Если Сколково будет все эти льготы привязывать к этому виду, то все предложения вполне оправданны.

Российский бюджет тратит на НИОКР, то есть на те же цели, что и Сколково, 250 млрд рублей в год. Результат, с точки зрения инновационной экономики, нулевой. Механизмы, которые не дают никакого результата, не будучи обеспечены современными инструментами оборота. Современные инструменты – это промышленная интеллектуальная собственность. Мы готовы поддержать это предложение в увязке с этим вопросом. Какое количество интеллектуальной собственности будет создаваться Сколково, чтобы мы могли предоставить льготы. Все просто.

Мы готовы поддержать любые проекты, которые позволят изменить тип российской экономики. Изменение типа экономики – это не строительство домов, и даже лабораторных корпусов. Изменение типа экономики – это запуск новых экономических инструментов. Этих инструментов в России нет сейчас, и они не производятся российской наукой, то есть наука не стала бизнесом. Наука прикладная – это огромный бизнес, который должен иметь где-то треть ВВП страны в перспективе через лет 15–20. Мы готовы поддержать все проекты, которые приведут к генерации интеллектуальной собственности и, соответственно, все проекты, которые позволят этой собственности оборачиваться – в банковской, страховой, регистрационной среде. В России таких инструментов пока нет, а если мы используем иностранные инструменты, то они не работают, потому что у нас существуют барьеры для этих инструментов. Эти инструменты – права на технологии, например. Формально они предусмотрены законом, но на самом деле они у нас вообще не работают никак. Если мы будем через механизмы Сколкова или другие подобные продвигаться в сторону изменения системы российской экономики, то это абсолютно оправданная политика льгот и преференций.

Если мы привяжем льготы к параметрам рынка собственности, к объемам продаж технологий, к объемам производства опытных образцов, патентов, то риски здесь абсолютно оправданны. Если мы просто будем кому-то выдавать преференции только потому, что какая-то комиссия решила ему дать такие преимущества, то мы получим увеличение расходов бюджета на прикладную науку, не приносящую результатов, мы резко повысим неэффективность российского бюджета.

Чтобы открыть что-то новое – это очень сложный процесс. Важно правильно и проработанные инструменты использовать. Если мы будем что-то делать, то, безусловно, будут ошибки, но мы перейдем в новое качество. Конечно, эти новые объекты интеллектуальной собственности окажутся переоценены, потом окажутся дешевле, чем думали, когда запускали их в экономический оборот, но это так называемая производственная усушка, потом производственная среда будет нормально оборачиваться с эти инструментами. Если же мы просто раздадим деньги и льготы, как уже неоднократно делали, то результат будет, как всегда у нас получался. Просто надо решать изменение типа экономики другим путем, не путем раздачи денег. Деньги там вообще не нужны, если честно. Там нужны новые инструменты, перевод промышленности на технологическую основу, это другое качественное решение. Это как математика и арифметика, мы сейчас владеем арифметикой, у нас примитивный рынок. Главный инновационный инструмент – это рынок интеллектуальной собственности, а его у нас нет вообще. Для его запуска просто необходим этот толчок, который делает государство. Здесь могут быть применены любые силы и возможности. Потому что это ключевой момент, мы должны запустить новое качество понимание рынка. А новое качество стоит денег.

То, что они хотят иметь свою охранную структуру (прим. Slon.ru: в Сколкове планируют создать независимые от местных властей специальные подразделения МВД, ФНС, ФМС и т.д.), – это их личное дело, никаких проблем я в этом не вижу. Экономике в целом неважно, кто сидит на входе в университет, банк и проверяет пропуска, а если они захотят получить льготы и не произвести технологии, – вот это может быть большая угроза.