Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Дуэль в пустыне Тар с неочевидным результатом

В середине марта в Индии в течение недели проводились сравнительные испытания танков - российского Т-90С и самостоятельно разработанного ОБТ Arjun. Официальные отчеты военных еще составляются, однако в местных СМИ уже прошла информация о полном превосходстве индийской машины над российской. Насколько соответствуют действительности эти сведения, мы, по всей видимости, узнаем в недалеком будущем. Но в любом случае с уверенностью можно сказать, что основной ударной силой соединений индийских сухопутных войск по-прежнему будут оставаться российские танки.

ПОБЕДНАЯ РЕЛЯЦИЯ

В сравнительных испытаниях, проходивших на полигоне в пустыне Тар, участвовали два эскадрона, вооруженных Т-90С и Arjun, по 14 танков в каждом подразделении. В ходе тестов эскадронам давались три тактических задания, включавших 50-километровый марш и десять выстрелов по учебным целям различного типа в различных условиях - с ходу и с места. Также оценивалась возможность преодоления танками водной преграды глубиной 1,5-1,8 метра.

По оценке неназванных источников газеты The Business Standard, первой опубликовавшей сообщение о результатах испытаний, Arjun продемонстрировал великолепные ходовые качества, в том числе при преодолении труднопроходимых песчаных дюн, а также высокие показатели по обнаружению и подавлению разнообразных целей - как движущихся, так и стационарных. По этим параметрам, якобы заявили источники газеты, Arjun заметно превзошел Т-90. Кроме того, анонимные наблюдатели отметили выдающуюся подвижность индийского танка, управляемого хорошо обученным экипажем.

Редакции The Business Standard не удалось получить никаких официальных комментариев не только от представителей Министерства обороны страны, но и от сотрудников Организации оборонных исследований и разработок (DRDO), курирующей индийский национальный танковый проект.

Одновременно с публикацией заметки в The Business Standard индийский журналист Шив Арур, специализирующийся на военной тематике, разместил в своем блоге сообщение, посвященное этим же сравнительным испытаниям. Он обнародовал некоторые выдержки из беседы с глазу на глаз с офицером, принимавшим непосредственное участие в танковых заездах по пустыне Тар. Выводы этого человека гораздо менее восторженные. Но о них чуть позже. А пока попробуем оценить, что же собой представляет ОБТ Arjun.

ТРУДНОЕ «ДИТЯ», НО ВЕДЬ РОДНОЕ

Не акцентируя внимания на широко известных и мало о чем реально говорящих ТТХ, отметим, что этот проект, реализация которого затянулась на 36 лет и пока не окончена, по всей видимости, так и останется «учебным» для подведомственной DRDO Организации по изучению и разработке боевых машин (CVRDE). Однако учитывая тот факт, что за долгие годы на него потрачено огромное количество материальных средств и усилий разработчиков, для Индии он просто не имеет морального права на провал. Как, впрочем, и многие другие национальные проекты в оборонной сфере. То есть Arjun так и останется «танком престижа», наглядно демонстрирующим, что индийские специалисты в состоянии создавать современные образцы боевой техники. Однако наиболее массовыми в ВС Индии останутся танки российской разработки.

Первые опытные образцы машины были изготовлены в 1985-1989 годах, после чего последовал длительный этап испытаний, выявления слабых мест и их устранения. В 2000 году индийская армия заказала 124 танка (два полка), однако от дальнейших закупок решительно отказалась. Первые пять серийных ОБТ Arjun были готовы к середине 2004 года. Первоначально же планировалось, что к 2000 году на вооружение поступят уже 1500 машин этого типа.

В далеком 1974-м Arjun задумывался как полностью национальный проект, все составные части которого были бы спроектированы и изготовлены в Индии. Создавать танк предполагалось на основе мирового опыта танкостроения. Индийские разработчики ориентировались на западную концепцию основного боевого танка, которая характеризуется созданием машин массой более 50 тонн с большим забронированным пространством, ручным заряжанием орудия и как следствие экипажем из четырех человек, в который входят командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий. В более легких танках советской школы с небольшим забронированным пространством подготовка к выстрелу осуществляется с помощью автомата (или механизма) заряжания.

По оценке экспертов, хоть Arjun и построен в соответствии с западной концепцией танкостроения, при его разработке использовался и российский опыт, полученный Индией в ходе сборки танков Т-72М1, осуществлявшейся на заводе в городе Авади с 1987 по 1994 год.

Естественно, отсутствие опыта создания современных танков и собственной школы в этой сфере, а также в смежных отраслях, таких, к примеру, как двигателестроение, не позволило реализовать концепцию полностью национального танка. Внешне Arjun напоминает германский Leopard 2A4. В настоящее время около 50% узлов и систем танка иностранного производства. Это касается, в частности, двигателя, трансмиссии, орудийных стволов, гусениц. Основные электронные системы танка - СУО, навигационное оборудование разработаны в Израиле. Израильское происхождение имеет и комплекс управляемого вооружения ОБТ, представляющий собой запускаемую по каналу ствола ракету LAHAT с лазерной полуактивной системой наведения.

Среди собственных наработок в конструкции машины можно отметить комбинированную броню, получившую название «Канчан», которая, по всей видимости, является вариацией на тему британской броневой преграды типа «чобхэм».

Продолжавшиеся около года и завершившиеся в августе 2008-го войсковые испытания Arjun выявили такие проблемы, как недостаточно надежная работа силового агрегата, вызванная перетяжелением конструкции машины, низкое качество изготовления и ненадежность танка, неполадки в работе гидропневматической подвески, срезание поддерживающих катков, разрыв орудийных стволов. По всей видимости, значительная часть этих проблем (в частности связанная с разрывом стволов) была решена за счет импортных комплектующих.

Результатом замещения систем собственной разработки иностранными изделиями стала довольно высокая цена танка - стоимость одной машины сейчас доходит до 4 млн долларов, в то время как каждый Т-90С из 471, заказанного в России, обошелся Индии приблизительно в 2,5 млн долларов.

Продолжение закупок российских ОБТ явилось следствием неудач в реализации собственной танковой программы. Вкратце напомним историю российско-индийских танковых контрактов. В 2000 году, когда окончательно стало ясно, что в ближайшей перспективе ОБТ Arjun не суждено появиться в войсках, был подписан контракт на поставку Дели 124 готовых уральских Т-90С и 186 комплектов для самостоятельной сборки. По лицензии Индия намеревалась произвести 1000 Т-90С, однако серьезные трудности с организацией их серийного выпуска вынудили 30 ноября 2007 года заключить новый контракт стоимостью 1,2 млрд долларов на поставку еще 347 ОБТ Т-90С из Нижнего Тагила.




СЛОВО - ПРОФЕССИОНАЛАМ

Комментируя для «ВПК» ситуацию с индийским национальным проектом, опытный танкист, кандидат военных наук, признанный эксперт в области бронетехники Сергей Суворов так оценил Arjun: «По габаритам машина очень большая. Обращает на себя внимание отсутствие динамической защиты. Привод башни сделан гидравлический, что повышает пожароопасность и взрывоопасность танка. При поражении трубопроводов гидросистемы в нем мгновенно образуется аэрозольная смесь из горючей гидравлической жидкости. Достаточно небольшой искры, чтобы произошел взрыв, сравнимый по последствиям со взрывом боекомплекта. Такой случай имел место в Ираке, когда сорвало башню у одной из последних модификаций «Абрамса».

На танке Arjun установлена нарезная 120-мм пушка, производство которой (по некоторым данным - частичное) освоено в Индии. Прелесть нарезной пушки в том, что она имеет большую точность, но выпущенный из нее снаряд обладает меньшей, чем у гладкоствольных орудий, начальной скоростью полета. А это снижает возможности по бронепробиваемости.

Заряжание вручную, причем раздельное. Значит, большой скорострельности добиться нельзя. Максимум 4-5 выстрелов в минуту при хорошей подготовке заряжающего. Да и выдержит он работу с таким темпом не более 5 минут боя. Когда сравнивают ручное и автоматическое заряжание, я всегда говорю, что это сродни соревнованию человека с лифтом. До второго этажа человек успевает добегать с той же скоростью, что и лифт, но на десятый лифт приходит быстрее. Безусловный плюс танка в плане подвижности - гидропневматическая подвеска. Но все ее элементы находятся снаружи корпуса, без защиты, что в боевых условиях приведет к быстрому их повреждению и выходу танка из строя. Эргономика ужасная, даже хуже, чем у наших Т-55 и Т-62».

Вернемся теперь к блогу Шива Арура. По словам его собеседника, непосредственного участника испытаний, у военных не было особых опасений относительно технического состояния танка Arjun, поскольку к началу 2010 года разработчикам все-таки удалось довести машину до приемлемого уровня надежности. Применение в конструкции лучших мировых достижений в области создания СУО бронетанковой техники позволило наделить танк и неплохими боевыми характеристиками.

По результатам испытаний военные согласились с тем, что Arjun в нынешнем своем виде имеет право на существование в ВС страны, однако весьма ограниченное. Максимум, на что согласны в армии, - вооружить машинами этого типа еще два полка, специально предназначенных для действий в условиях пустыни. И по-прежнему не готовы рассматривать Arjun в роли основного танка.

«Для армии ситуация предельно ясна. Мы должны закрыть эту главу и начать другую. Называйте ее как угодно - Arjun Mark-2 или как-нибудь еще. Но ситуация должна развиваться, а не стоять на месте», - сказал индийскому журналисту собеседник. Таким образом, в соответствии со сформировавшимся в армии мнением DRDO в настоящее время необходимо сосредоточиться на проекте основного боевого танка будущего (FMBT).

Илья КЕДРОВ