Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Музыканты зрения лишают

Слушая сложную классическую музыку, многие люди инстинктивно закрывают глаза, чтобы не отвлекаться от восприятия произведения. Однако дирижёрам, которые должны управлять оркестром, сложность музыки не мешает видеть партитуру и следить за музыкантами. Учёные выяснили, почему такое возможно.

Оказывается, наш мозг может произвольно снижать активность работы своих зон, связанных со зрением, в момент прослушивания музыки. Иначе говоря, мы начинаем видеть хуже, когда слушаем музыку, и это объясняется спецификой работы головного мозга. Чтобы человек мог сосредоточиться на сколь угодно сложной мелодии, мозг активизирует работу необходимых отделов за счет зрительных центров, функционирование которых только мешает воспринимать музыку.

Американские исследователи из Баптистского медицинского центра университета совместно с представителями Института неврологии Университета Северной Каролины провели экспериментальный акустический тест, который подтвердил наличие такой особенности в работе мозга.

Как сообщает BBC, в проведенном эксперименте приняли участие 20 студентов, никогда не занимавшихся музыкой, и 20 дирижеров оркестров и лидеров различных музыкальных групп. Возраст участников составлял от 28 до 40 лет. В рамках проведения эксперимента учёные использовали метод функционального магниторезонансного сканирования, с помощью которого активность мозга в конкретный момент измеряется путем анализа изменений в притоке крови, содержащей кислород, к разным участкам мозга.

Пока мозг каждого участника подвергался сканированию, испытуемого просили пройти небольшой акустический тест. Представителям обеих групп было предложено прослушать два разных по высоте звука, каждый из которых воспроизводился в течение тысячных долей секунды. Обычных студентов ученые попросили определить, какой из прозвучавших звуков был первым, для дирижеров и музыкантов задание несколько усложнили: они должны были отметить изменения, которые происходят в звуковом фоне, сопровождавшем оба звука.

Как оказалось, чем больше участники эксперимента пытались сосредоточиться на анализе высоты и очередности звучания фрагментов, тем хуже работали те отделы головного мозга, которые отвечают за зрительное восприятие.

При этом стоит заметить, что ослабление зрения было напрямую связано с концентрацией внимания: чем внимательнее и сосредоточеннее обычные студенты пытались выполнить задание теста, тем активнее начинали работать центры слуха и тем менее очевидной становилась работа зрительных центров.

Однако учёные отметили, что подобное явление оказалось характерно для дилетантов в музыке, но не для профессионалов.

У людей, вошедших в группу профессиональных музыкантов, после определенного момента мозг прекращал перераспределение уровней активности между отделами мозга. Исследователи уже предположили, что такое явление связано с годами практики, которые повлияли на создание такого, более щадящего и функционального способа работы мозга в обычных для дирижеров и музыкантов условиях.

Как отметили американские эксперты, результаты этого исследования позволяют предположить наличие разницы в «организации мозга» профессиональных музыкантов и абсолютного большинства людей.

«Результаты демонстрируют наличие механизмов мозга, работающих, когда внимание рассеяно. Мозг дирижеров, как мы увидели, обладает гораздо большей чувствительностью к звукам, нежели мозг обычного, не занимающегося музыкой человека», – отметил участник исследования, доктор Бахадор Бахрами из Института когнитивной неврологии Университета Северной Каролины.

По словам руководителя эксперимента, доктора Джонатана Бердетта, работа мозга в момент прослушивания музыки напоминает поведение многих людей, которые, воспринимая мелодию, закрывают глаза, чтобы лучше сосредоточиться.

У другого эксперта, принявшего участие в исследовании, доктора Дэвида Хэйрстона противоположное мнение: он считает, что всё дело в тренировке профессиональных музыкантов. По его словам, результаты тестов в первую очередь показывают, насколько гибкой может быть способность к одновременному сосредоточенному восприятию музыки и информации другого рода.

«Проводя высоко специализированный тренинг и обеспечивая людей опытом, можно добиться развития этой способности», – отметил исследователь.

Результаты экспериментального исследования учёных были представлены на конференции Общества неврологии.

Недавно также было показано, что слепые люди со временем учатся использовать отделы мозга, обычное отвечающие за зрение, для обработки звуковой информации. Прежде считалось, что чуткость слуха слепых в первую очередь определяется лучшим развитием слуховых органов. Установить, что здесь является причиной, а что следствием, должны помочь новые эксперименты.