До обнаружения инопланетной жизни осталось совсем немного

Глава Королевского общества Великобритании Мартин Рис считает, что вероятность обнаружения внеземной жизни существенно недооценивалась. Человечество уже приблизилось к открытию обитаемых планет, заявил Рис на проходившей в Лондоне 25–26 января специальной встрече Королевского сообщества.

Постройка новых телескопов на Земле и запуск новых аппаратов в космос позволят изучать экзопланеты на совершенно новом уровне, а наряду с газовыми гигантами астрономы смогут находить и небесные тела, похожие на Землю. Причем не просто находить, но и определять их пригодность для жизни.Все серьезно

Тема внеземной жизни обычно носит оттенок несколько скандальной сенсационности, а уж словосочетание «британские ученые» и вовсе часто ассоциируется с курьезными открытиями вроде формулы идеального гамбургера или изучения влияния красной формы на успех футболистов.

Однако на этот раз все более чем серьезно: об инопланетянах заговорил глава Королевского общества – старейшей и очень уважаемой организации. Королевское общество знало таких британских ученых, как лорд Кельвин, Эрнст Резерфорд, Джеймс Клерк Максвелл. Сейчас в его рядах числятся Стивен Хокинг и Ричард Докинс, а его президент, лорд Мартин Рис, является одним из наиболее уважаемых специалистов в области космологии и астрофизики. Он написал несколько популярных книг и получил немалое число научных, и не только, наград, включая вручаемый лично королевой орден Заслуг.Корабли Чужих уже в небе?

Если инопланетные корабли и поднялись в небо, то до Земли, скорее всего, все-таки не дошли. По крайней мере, про обнаружение НЛО и прочие сенсации в духе сериала «Секретные материалы» речи в выступлении Риса на собрании ученых, посвященном проблеме внеземной жизни, не было.

На встрече, организованной Королевским обществом в канун ее 350-летия, астрономы и представители других специальностей обсуждали то, о чем научные и научно-популярные издания неоднократно писали в последние годы, – обнаружение экзопланет. По мнению Мартина Риса, процесс выявления этих небесных тел в конце концов приведет к одному из величайших открытий в истории человечества.

Планеты, обращающиеся вокруг других звезд, были предсказаны еще несколько веков назад, но только в 1990-х годах их смогли обнаружить. Причем вначале речь шла вовсе не о небесных телах, напоминающих Землю. Вначале астрономы могли находить только массивные гиганты массой в несколько, иногда десятки раз больше Юпитера, а засечь что-то меньших габаритов не позволяла низкая чувствительность методов.

Но время шло, техника совершенствовалась, и в нулевых годах XXI века ученые получили в свое распоряжение инструменты, позволяющие находить «суперземли» – планеты с твердой поверхностью и массой «всего лишь» в несколько раз больше земной. Были рассчитаны орбиты экзопланет, обнаружены пояса астероидов вокруг других звезд. Затем исследователи смогли даже выделить спектры экзопланет и получить фотографии этих небесных тел.

На последних, правда, экзопланета предстает единственной точкой и вряд ли когда-нибудь удастся получить с Земли более качественную картинку, но это уже не столь страшно. В 2009 году группа американских исследователей специально взяла снимки Земли, полученные с зонда Deep Impact с расстояния 28 млн км, и на этих фотографиях наша планета тоже выглядела одним пикселем. Впрочем, полученные данные не помешали составить грубую «карту» поверхности и понять, что одну сторону планеты занимает океан.

«Технологии продвинулись настолько далеко, что мы впервые получили реальную надежду на обнаружение вокруг других звезд планет размером не больше Земли, – приводит слова Риса канал BBC. – Более того, мы сможем даже узнать о наличии на этих планетах океанов и континентов, а также сумеем провести химический анализ их атмосферы». Обнаружение обитаемых планет (наличие такого количества кислорода, как на Земле, в атмосфере экзопланеты однозначно укажет на фотосинтез) является вопросом если не нескольких лет, то нескольких десятилетий.