Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Хиллари Клинтон и свобода слова в казахской Сети

США готовы выступить в защиту свободы слова в Интернете. Об этом заявила в Вашингтоне государственный секретарь этой страны Хиллари Клинтон. Казахстанские эксперты и активисты интернет-сферы получили уникальную возможность ознакомиться с тезисами г-жи Клинтон и обсудить пути решения проблем в своем сегменте Сети.

21 января в Вашингтоне в Музее журналистики и новостей государственного департамента США выступила государственный секретарь Хиллари Клинтон с речью «По вопросам свободы Интернета». Генеральное консульство Соединенных Штатов Америки в Алматы организовало «круглый стол» для экспертов и активистов интернет-сферы, на котором они получили возможность просмотреть обращение г-жи Клинтон на видео, ознакомиться с его официальным переводом, а также спроецировать тему на свой регион — обсудить проблемы Казнета и предложить пути их решения.

На обсуждение собрались президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева, председатель Медийного альянса Казахстана Адиль Джалилов, исполнительный директор «Интерньюс Казахстан» Маржан Ешильбаева, менеджер программы «Поддержка СМИ» фонда «Сорос Казахстан» Айжамал Дуйшебаева, организаторы кампании «За свободный Интернет» Ирина Медникова и Евгения Плахина, а также активисты движения «За свободный Интернет» Галым Агелеуов, Мурат Тунгишпаев, Тимур Почанов, Улан Шамшет, Алмас Кушербаев и другие.

Виртуальные «берлинские стены»

В часовой речи Хиллари Клинтон затронула основные глобальные проблемы Интернета.

- Во многих отношениях свобода информации никогда еще не была столь высока. Появилось больше способов распространения большего количества идей среди большего числа людей, чем когда-либо в истории, — сразу отметила г-жа госсекретарь и, приведя несколько примеров, продолжила: — Новые технологии также используются для подрыва человеческого прогресса и ущемления политических прав.

В этой связи, отметила Хиллари Клинтон, появилась необходимость защищать основные свободы на цифровых рубежах XXI века.

- Интернет — это сеть, которая увеличивает силу и потенциал всех остальных сетей. И именно поэтому мы считаем, что представление ее пользователям гарантий соблюдения определенных основных свобод является чрезвычайно важным, — подчеркнула она.

И первой из таких свобод госсекретарь США считает свободу самовыражения, которая «сегодня не определяется исключительно тем, смогут ли граждане пойти на городскую площадь и критиковать свое правительство, не опасаясь возмездия. Блоги, электронная почта и текстовые сообщения открыли новые форумы для обмена идеями, и создали новые мишени для цензуры».

Она привела пример Берлинской стены, которая пала и части ее теперь выставлены в музее. Сегодня же, считает г-жа Клинтон, на замену видимым стенам пришли виртуальные — «новые электронные барьеры, которые возвели некоторые страны».

- (Они — авт.) преграждают их народу доступ к отдельным частям мировых сетей. Они исключают отдельные слова, имена и фразы из результатов поиска. Они вторгаются в личное пространство граждан, выступающих с ненасильственной политической речью, — уточнила Хиллари Клинтон, как именно возводятся такие «стены».

Все материалы, выходящие за «стенами», госсекретарь назвала «самиздатом наших дней».

- Подобные действия противоречат Всеобщей декларации прав человека. Свобода подключения или доступа — это то же, что свобода мирных собраний, только в киберпространстве, — сделала сравнение госсекретарь.

Кроме ограничения прав граждан на свободу самовыражения и доступа к информации г-жа Клинтон затронула и экономический аспект проблемы.

- Те, кто препятствуют распространению информации как в нашем обществе, так и в любом другом, наносят урон нашей экономике, — уверена она, — нет разницы между цензурой речи коммерческой и политической. Если фирмы в вашей стране не имеют доступа к информации, они обанкротятся.

Красной нитью в речи звучало намерение США защищать свои сети и свободу доступа к ним во всем мире.

- Наше правительство твердо намерено защищать свободу в Интернете, — заключила Хиллари Клинтон.

Идеалисты против реалистов

Многие, если не все, обозначенные госсекретарем проблемы хорошо знакомы защитникам свободы казахстанского сегмента Интернета. Закон, регулирующий его, принят, и как мы писали, уже последовали первые шаги экспертов в направлении защиты пользователей.

Однако отношение к предлагаемым мерам разделилось на два прямо противоположных и вызвало ожесточенные споры. Это, как показала прошедшая встреча экспертов, стало следствием двух разных подходов в решении проблем, создаваемых новым законом.

Противники предложенных фондом «Адил соз», порталами zonakz.net и zakon.kz Блогерского соглашения, Этического кодекса Казнета и Комиссии по информационным спорам — Галым Агелеуов, Мурат Тунгишпаев, Тимур Почанов, Улан Шамшет, Алмас Кушербаев — мотивировали свое неприятие подобного подхода тем, что он уводит народ от борьбы с законом, заставляет с ним согласиться. Больше того, они назвали комиссию провластной структурой, создаваемой для того, чтобы узаконить цензуру. Причем понять толком их доводы оказалось не так-то просто.

- Самый оптимальный вариант, который мы предусмотрели в своей программе движения, которая уже принята непосредственно самим движением, вот там как бы указано, что не надо делать законы, которые будут регулировать и ограничивать, — заявил один из лидеров движения в защиту Интернета Тимур Почанов. — Надо Казахстану ратифицировать договор о киберпреступлениях, который был упомянут Хиллари Клинтон, не надо заниматься ерундой. Поэтому мы обсуждаем это в своем движении, что мы должны в этом направлении двигаться. Мы вчера получали в рассылку этот... как его там, ваш... как бы там ... ну... с блогерами... да, мы посмотрели его, там как бы есть рациональные зерна, это лично мое отношение, я не говорю за всех. Ну вот приняли закон, что теперь делать? Будем короче тогда... В движении мы считаем, что оттого, приняли этот закон или не приняли, мы его справедливым не считаем. А если мы считаем его несправедливым, значит, мы имеем возможность и право и должны добиваться своих прав. А не как Джалилов тут сказал, пусть какие-то посольства, какие-то это... надавят на нашу страну. Если граждане нашей страны объединятся и скажут: этот закон — это плохо, если они просто своими этими... проголосуют — все, никаких проблем.

Не все однако согласились с тем, что уладить проблемы, которые могут возникнуть у пользователей из правоприменительной практики закона об Интернете, можно «голосованием граждан нашей страны», а уж тем более «договором о киберпреступлениях». Организатор кампании «За свободный Интернет» Евгения Плахина заметила, что ратификация международных договоров не является, к сожалению, гарантией защиты прав простых граждан.

- В качестве примера хотела бы привести последнюю акцию 6 января в защиту осужденных журналистов, — сказала Евгения. — В Казахстане ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах, при этом три человека были осуждены за проведение демонстрации, которую даже нельзя было назвать демонстрацией, так как сами организаторы заявили, что это был флешмоб. Один из них, Владимир Козлов, даже получил штраф в 5 МРП. И это притом, что у нас ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах!

Сторонники блогерского соглашения, этического кодекса Казнета и Комиссии по информационным спорам — Адиль Джалилов, Маржан Ешильбаева, Айжамал Дуйшебаева, Ирина Медникова, Евгения Плахина — выступили за обсуждение и принятие предлагаемых документов, поскольку это дополнительное регулирование, по их мнению, поможет избегать подводных рифов закона и хоть как-то защищать собственников ресурсов и пользователей.

- Я считаю, что есть пауза до часа «икс», — заметила соавтор предлагаемых мер Тамара Калеева, — не нужно обольщаться, никто закон не отменит — его не для того принимали. И какие бы у нас ни были движения, в Интернете или на улице, этот закон не отменят. Нужно минимизировать возможный вред этого закона, и сейчас это можно сделать, поскольку закон сырой и непроработанный. Очень важно отрегулировать его опасные пробелы какими-то подзаконными актами. И это как раз то, что мы сейчас делаем, — это соглашение с блогерами, чтобы обезопасить интернет-пользователей, и этический кодекс интернет-пользователей.

С этим согласились и единомышленники Тамары Мисхадовны.

В конце заседания противников ее проекта негласно окрестили «идеалистами», а сторонников — «реалистами».

Организатор «круглого стола» в генеральном консульстве Халида Исаева также заметила разделение защитников свободы Казнета на два лагеря и посоветовала «идеалистам», которые отличились критикой, толерантно отнестись к работе «реалистов» для достижения большего результата на благо простых пользователей.