Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Составлен виртуальный атлас религий России

Портал "Интерфакс-Религия" и Московский государственный лингвистический университет совместно запускают первую интерактивную карту религиозных общин России.

"Это уникальная карта не только для России, но и для мира в целом - она содержит сведения о 25 тысячах действующих в нашей стране религиозных организациях, их точном названии и местоположении", - рассказал автор карты, доцент МГЛУ Роман Силантьев на презентации проекта в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

По его словам, на данный момент карта в открытом доступе содержит данные только о традиционных религиях России, то есть о православных общинах, мусульманах, иудеях и буддистах. Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет вестись в специальном разделе. Р.Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах смогут присылать в дальнейшем и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется снабдить базу данных фотографиями.

Доступ к карте возможен только через главную страницу портала "Интерфакс-Религия". Для ее использования необходимы последние версии интернет-браузеров, в частности, Internet Explorer 7-й или 8-й версии. В перспективе возможна интеграция карты в персональные навигационные устройства.

Разработчики карты пришли к выводу, что как минимум 95% всех верующих в России - члены традиционных религиозных организаций. "Традиционные религии России наращивают свое присутствие в обществе, об этом говорит сравнительный анализ данных по зарегистрированным религиозным общинам с 2004 по 2009 год. Полагаю, что этот процесс будет продолжаться", - сказал Роман Силантьев.

По его данным, сегодня в России действуют 23 тыс. религиозных организаций в статусе юридического лица. Наибольшую динамику прироста общин демонстрирует Русская православная церковь – за пять лет доля ее приходов и организаций в общем числе религиозных общин выросла с 53,2% до 55,1%.

На втором месте находятся мусульмане, доля общин которых выросла с 16,3% до 17,1%. Доля общин буддистов, иудеев, харизматов и язычников не изменилась – соответственно 0,8%, 1,3%, 7,2% и 0,1%. Всего же суммарная доля общин всех четырех традиционных для России религий – православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма – составляет 75%, а суммарная доля их последователей достигла 95%, что позволяет говорить об их абсолютном доминировании на религиозном поле.

Кроме того, Московским государственным лингвистическим университетом издан "Атлас исламского сообщества России", который составили доцент МГЛУ Роман Силантьев, картограф Евгений Филатов и основоположник географии религий и конфессионального картографирования академик Павел Пучков, скончавшийся в октябре 2008 года. Его памяти, по словам Р.Силантьева, и посвящены карта и атлас.

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Составление карты религиозных общин России – это красивая идея, в идеале призванная показать, сколько, где и каких в нашей стране существует религиозных объединений, приходов и монастырей, групп и учебных заведений. Для читающего населения, которое вообще-то мало интересуется и мало знает о религии, такая интерактивная карта могла бы стать возможностью увидеть религиозное многообразие России.

Однако автор карты - Роман Силантьев, хороший специалист по исламу и представитель Московской патриархии - пошел по самому легкому пути. Он отобразил на карте все зарегистрированные общины, которые патриархия признает своими партнерами в рамках религиозного пространства. Ислам и православие, естественно, представлены наиболее полно, к примеру, в Суздале отмечены даже храмы, которые только недавно были отобраны властями у альтернативной Российской православной автономной церкви (в описании храмов не отмечено, к какой юрисдикции они принадлежат, но предполагается, что вскоре они перейдут патриархии). В отношении иудаизма проще, поскольку для этой религии число зарегистрированных объединений совпадает с реальным. В Московской патриархии в зависимости от епархии от 5 до 10 % приходов являются формальными, зарегистрированными ради здания храма. Что касается буддизма, то на карте получается, что буддистов нет в Москве и Петербурге и во многих других городах, где они реально есть. Большинство интересующихся людей и так знают, что буддисты есть в Тыве, Бурятии и Калмыкии, поэтому справочная ценность сведений по буддизму весьма невелика.

Тем более что уже издан «Атлас современной религиозной жизни России» (Под ред. С.Б. Филатова. Тома I-III, М.-СПб: Летний сад, 2005-2009), где содержатся сведения не только о «традиционных», но и обо всех религиозных общинах и группах в регионах. Эти сведения (помимо православия, ислама и иудаизма) в разы отличаются от тех, что содержатся в карте Силантьева. К примеру, второй христианской церковью после православия в России являются различные протестантские объединения и группы, которых в России от 5 до 8 тысяч. Причем, по данным реестров зарегистрированных религиозных объединений Минюста РФ 2000-х годов, которые при министре А.В. Коновалове перестали публиковаться, численность зарегистрированных общин протестантов и новых религиозных движений либо остановилась, либо даже сократилась, так как отношение чиновников к «нетрадиционным» религиям стало значительно хуже и верующие предпочитают не регистрироваться.

Карта Силантьева, члена одиозного Совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, – это, прежде всего, отражение политики Минюста РФ во главе с А.В. Коноваловым, приближенным Дмитрия Медведева. Минюст РФ создает ту религиозную картину, какую хочет видеть. Не надо особых изысканий, чтобы, вооружившись картой Силантьева, сказать, что 95 % верующих в России – приверженцы «традиционных» религий. Остальных Минюст игнорирует и подавляет их активность с помощью проверок и контроля. Возмущение всех, не вошедших в карту Силантьева, вызвали и Совет по религиоведческой экспертизе, который возглавил совсем не ученый, а борец с сектами в стиле Емельяна Ярославского - Александр Дворкин (до сих пор продолжается акция «Инквизиторам-нет!»), и поправки Минюста РФ в Закон о свободе совести и о регулировании миссионерской деятельности.

У карты нет научной ценности, а есть лишь идеологическая. Силантьев в религиозной сфере поступает как Лысенко в генетике, стараясь при поддержке власти выдать желаемое за действительное, показать полуправду, а полуправда, как известно, может оказаться самой большой ложью.