Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Колумбовы шнурки разорили Кубу

Шнурки от ботинок порой оказываются дороже золота. Точнее, наконечники шнурков – нехитрое приспособление, предохраняющее их от обтрепывания. В XV веке кубинцы просто потеряли голову, увидев такое чудо.

Чтобы шнурки превратились в полновесное золото, им достаточно было попасть в руки знаменитого мореплавателя Христофора Колумба.

Коммерческая хватка никогда не изменяла генуэзскому купцу, в чем лишний раз убедились британские археологи.

Колумб сумел внушить обитателям Кубы, с которыми его флот вел оживленную торговлю, что более ценного сокровища, чем наконечники для обувных шнурков, не найти. Попутно путешественник заложил основу для будущего экономического кризиса на острове, последовавшего уже в новейшей истории.

Ученые из Университетского колледжа в Лондоне провели раскопки на одном из самых обширных захоронений времен первых контактов аборигенов с испанцами на северо-востоке Кубы и проанализировали похоронный материал вроде бусинок и кулонов. Результаты их исследований появятся в ноябрьском номере Journal of Archaeological Science.

К удивлению археологов, в собранной коллекции было очень немного золота, хотя оно относительно широко распространено в регионе. Чаще всего в могилах наряду с бижутерией из камней, жемчуга и кораллов находили маленькие металлические трубочки из меди, нередко нанизанные в ожерелья. Ремесло медника было хорошо известно и развито и в средневековой, и в более ранней Европе. Однако до сих пор нет никаких доказательств, что таино – коренные индейские жители Багамских и Больших Антильских островов (в том числе Кубы, Эспаньолы, Ямайки) – владели навыками работы по меди до прихода европейцев.

Использовав микроструктурный и химический анализ, исследователи смогли доказать, что медь, из которой сделаны трубочки, происходит из Германии. Такие технологии появились лишь в последние годы. Обзор соответствующей европейской литературы и картин показал, что трубочки по своей природе вовсе не бусинки, а предназначены для продевания в них шнурков от ботинок.

С XV века они становятся неотъемлемым элементом европейской одежды, поскольку не только защищали всевозможные шнурки от быстрого истрепывания, но и помогали ослабить трение в тех местах, где застегивалась одежда – камзолы и панталоны. Наглядную иллюстрацию такого функционирования медных наконечников можно увидеть на портрете Уильяма Стайла Лэнгли 1636 года, хранящемся в лондонской картинной галерее Тейт. Такие наконечники, датирующиеся XIII веком и позднее, неоднократно находили в Лондоне.

Флот Колумба прибыл на Кубу в 1492 году, а радиоуглеродный анализ захоронений позволил установить, что они производились в течение нескольких десятилетий, последовавших за покорением острова. Торговля наконечниками упоминается и в дневниках Колумба.

«Авторы хроник сообщали, что чистое золото мало ценилось аборигенами, которые предпочитали сплавы на основе меди, – поясняет возглавивший исследование Маркос Мартинин-Торрес (Martinуn-Torres). – Возможно, столь привлекательной медь делали запах и разноцветные переливы».

Так или иначе, но, по-видимому, именно страсть испанцев к овладению награбленными благородными металлами объясняет дефицит золота и обилие меди в кубинских могилах.

Вообще, тяга к золоту Нового Света быстро стала самоцелью европейских путешественников и подчинила себе взаимоотношения между колонистами и местным населением, отметил старший автор исследования Тило Ререн. По его словам, тотальное изъятие ценных металлов предопределило всю дальнейшую историю, и особенно экономику европейцев и коренных американцев, и даже позволяет понять, почему сегодня Куба столь бедна по сравнению с Европой.

Первые европейцы не могли предусмотреть того ажиотажа, с которым встретят их металлы на заморских островах, и никак не подготовились к нему. Любой металлический предмет индейцами таино воспринимался как сокровище. Поэтому менять приходилось все, что подвернется под руку, например, дешевые наконечники от шнурков, без которых к тому же легко было обойтись.

Индейцы без труда превращали наконечники в кулоны, и функциональная европейская вещь стала украшением. Как предполагают исследователи, такие побрякушки приобретали и мистический смысл – считалось, что они наделяют владельца сверхъестественной мощью.

Необычную находку совершили недавно и перуанские археологи, исследовавшие кладбища племени чирибайя. Средневековые пастухи и владельцы стад лам настолько любили своих четвероногих питомцев и помощников, что не желали разлучаться с ними даже после смерти. Захороненные на человеческих погостах мумии собак обертывали в покрывала и даже снабжали лакомствами для загробной жизни.

Ацтеки, в отличие от кубинцев, куда менее терпимо относились к завоевателям. Как обнаружили мексиканские археологи, они разработали страшное, но эффективное оружие борьбы с конкистадорами и при случае попросту съедали их.