Вселенную подогрели молодые галактики

Орбитальный телескоп Hubble зафиксировал более 500 молодых галактик, появившихся на свет менее чем через миллиард лет после Большого взрыва.

Как говорят астрономы, для них это целый золотой прииск.

Чтобы понять значение открытых скоплений, нужно представлять себе процесс развития Вселенной. Современная наука описывает рождение Вселенной теорией Большого взрыва: вся ее масса, обладающая невероятной плотностью и огромной температурой, взорвалась и разлетелась в пространстве. И до сегодняшнего дня ее части разлетаются, подобно гигантским осколкам гранаты.

Полученные изображения означают, что уже через миллиард лет после образования Вселенной в ней существовали обширные скопления галактик. «Открытие такого количества карликовых галактик доказывает, что они образовались из маленьких кусочков – слились вместе, как это и было предсказано иерархической теорией образования Вселенной, – говорит астроном Ричард Боуэнз из университета Калифорнии в Санта Крузе (США), который работал с телескопом. – Исследования также показывают, что в молодых карликовых галактиках звезды рождались примерно в десять раз быстрее, чем это происходит сейчас».

Открытые галактики меньше, чем существующие сегодня, что также соответствует иерархической теории. Кроме того, они светятся синим цветом (то есть содержат сверхгорячие звезды).

Как пояснили авторы, синий цвет молодых звезд имеет очень важное значение.

Дело в том, что в рамках человеческой жизни космические события происходят очень медленно. Эволюция галактик и звезд проходит в течение миллиардов лет. Поэтому астрономы крайне редко могут стать свидетелями драматических, относительно коротких переходов, которые меняют Вселенную. И один из таких переходов – «разогрев». Он заключается в том, что ультрафиолетовое излучение звезд разогревает газ между галактиками из холодного темного водородного «супа» в прозрачную плазму всего за сто миллионов лет.

Астрономы долго спорили, могли ли горячие звезды того времени обеспечить достаточную радиацию для нагрева холодного водорода. Ведь за миллиард лет межзвёздный газ успел остыть. «При наблюдении данных галактик стало понятно, что после Большого взрыва через один миллиард лет в них было достаточно энергии, чтобы разогреть Вселенную, – объясняет член исследовательской группы Гарт Иллингворт. – Это был наиболее яркий период фундаментальных изменений во Вселенной. И сейчас мы наблюдаем популяцию галактик, участвовавших в данном процессе».

Результаты исследований доложены 17 августа 2006 года на генеральной ассамблее международного астрономического союза (General Assembly of the International Astronomical Union) и будут опубликованы в ноябрьском номере астрофизического журнала (Astrophysical Journal).

Всего несколько лет назад у исследователей не было технологий для поиска далеких галактик. Установка Advanced Camera for Surveys (ACS), поставленная на борт орбитального телескопа в 2002 году, позволила изучить глубины нашей Вселенной. Другой важный шаг к пониманию ранних лет Вселенной станет возможным, если Hubble подвергнется следующей модернизации с помощью удаленной широкоугольной планетной камеры 3 (Wide Field Planetary Camera 3 (WFC3)).

Впрочем, за время жизни на орбите Hubble уже сделал немало удивительных открытий.

Например, в апреле орбитальный телескоп сфотографировал галактику М82, более известную под названием Сигара. Галактика находится в созвездии Большой медведицы и хорошо видна в бинокль. 600 млн лет назад произошло столкновение ее с соседней галактикой М81, вследствие которого в Сигаре возникли шаровые звездные скопления и галактика стала ярче. 1,5 млн лет назад в ядре галактики М82 произошел мощнейший взрыв, сопровождавшийся выбросом из ядра облаков водорода и других газов общей массой почти в шесть раз больше, чем масса Солнца. Скорость движения этих облаков превышает 1000 км/с. Кроме того, за последние несколько месяцев телескоп сделал уникальные снимки звезды Бета Живописца, пронаблюдал за смертью Сверхновой и подглядел за «звездными яслями» в Большом Магеллановом облаке.

Последние открытия показывают, что с появлением на орбите звездного телескопа Джеймса Вебба (который должен стартовать в 2013 году) астрономов ждут ещё более потрясающие находки.