Угарное лечение

Ученые Медицинского центра дьяконицы Бет Израэль (BIDMC) совместно с сотрудниками Питсбургского университета выдвинули парадоксальную теорию. Монооксид углерода (СО), часто называемый «тихим убийцей», может использоваться в терапевтических целях для лечения легочной гипертонии.

Как известно, выделяющийся практически при всех видах горения угарный газ высокотоксичен. Однако в небольших концентрациях он способен предотвращать воспалительные процессы. Заметили этот интересный факт еще в 1998 году.

С тех пор монооксид углерода применяют в малых, не токсичных количествах перед трансплантацией органов.

В микродозах СО защищает организм от отказа органов или блокады сонной артерии. А теперь его попытались применить для реанимации лёгочных артерий.

Легочные артерии – это сосуды, которые переносят кровь от правого желудочка сердца к маленьким артериям в легких. Первоначально они наполняют кислородом клетки эндотелия и гладкой мускулатуры. Лёгочная гипертония развивается, когда по неизвестным причинам эти клетки начинают быстро и неконтролируемо делиться. В результате стенки сосудов утолщаются. Наконец наступает момент, когда кровь уже не может эффективно протекать по сосудам, возникают серьезные кардиологические осложнения (вплоть до сердечного приступа). А угарный газ может стать лекарством от этого заболевания.

Доктор Лео Оттербейн и его коллега Брайн Зукербраун из Питтсбургского университета начали с опытов на мышах. Мышь подвергали ежедневному почасовому воздействию СО. Концентрацию выбрали умеренную, эквивалентную той, что вдыхает курильщик.

Оказалось, что газ действительно приводит к восстановлению нормального давления и сердечной массы у животных.

«Наши результаты показывают, что в низких концентрациях монооксид углерода может использоваться для терапевтического лечения легочной гипертонии в клинических условиях, – говорит Оттербейн, исследователь из Центра трансплантации BIDMC. – Мы заметили, что СО задерживает рост клеток гладкой мышечной мускулатуры и вызывает апоптоз (механизм самоубийства) клеток, – добавил он. – Следовательно если они умирают, то основные легочные и сердечные сосуды могут вернуться к своим нормальным размерам». Такой процесс назвали «ретро-реконструкция».

«Заинтриговывает, что угарный газ вызывает смерть клеток только в кровеносных сосудах и очень селективно – умирают лишь те, что стали проблемными», – говорит ученый.

Чтобы выяснить, как СО выбирает проблемные клетки, исследователи воспользовались еще одним газом – монооксидом азота (NO). «Когда мы только начинали эксперименты, то разделили клетки эндотелия и гладкой мышечной мускулатуры, – объясняет Оттербейн. – Но, когда обработали их угарным газом, ничего не произошло. Тогда мы подумали, что, возможно, именно взаимодействие этих клеток позволяет действовать СО надлежащим образом». Тогда соавтор Бик Йок Чин разработал модель, где на полупроницаемой мембране вырастил клетки. Они не могли взаимодействовать между собой через поры, зато вырабатываемый одним из содержащихся в эндотелии ферментом NO – мог. Вот тогда, при обработке монооксидом углерода, клетки гладкой мускулатуры погибли. «Мы открыли, что для проявления целебных свойств обязательно физическое взаимодействие клеток эндотелия и гладкой мускулатуры. И очень важна возможность генерирования NO».

«Мы надеемся, что монооксид углерода найдет свое место в терапевтической методике лечения болезней, – заключает Оттербейн. – Он вокруг нас с тех пор, как зародилась жизнь на Земле». Все подробности проведённых исследований опубликовали в сентябрьском номере журнала экспериментальной медицины (The journal of experimental medicine).

В свою очередь, канадские ученые нашли ещё одно применение угарного газа в медицине.

По их словам, в будущем с помощью СО можно будет лечить еще и тяжелое осложнение беременности – поздний токсикоз.

Согласно данным доктора Грэма Смита из королевского университета в Кингстоне (Онтарио), воздействие СО на клетки зрелой плаценты уменьшает их отмирание на 60%. В настоящее время ведётся подготовка к клиническим испытаниям. Впрочем, до полномасштабного внедрения в медицинскую практику СО ещё далеко – в первую очередь это всё же токсичный и опасный газ.