Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Перельмана заочно лишили «нобелевки»

Российский математик Григорий Перельман снова оказался в центре внимания новостных агентств в связи с открывающимся сегодня Международным математическим конгрессом в Мадриде, на котором лучшим математикам мира вручат Филдсовские премии.

ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу конгресса сообщил, что Григорий Перельман отказался от медали Филдса, приравниваемой по значимости в мире науки к Нобелевской премии.

Однако менее чем через час РИА «Новости» заявило, что пресс-служба премии опровергла информацию об официальном отказе российского исследователя Григория Перельмана от медали Филдса. «Мы не располагаем информацией об отказе господина Перельмана от награды», – заявила представитель пресс-центра Моника Соломоне. «К тому же официально о награждении медалями Филдса еще не объявлено», – отметила представитель пресс-центра, комментируя информацию, которую распространили некоторые российские средства информации со ссылкой на пресс-службу конгресса.

На открывшемся в Мадриде очередном Международном математическом конгрессе сегодня объявят лауреатов трех премий. Своих обладателей найдут четыре (может быть, и меньше) медали Филдса, вручающиеся с 1936 года, присуждающаяся с 1982 года Премия Рольфа Неванлинна и Премия Карла Фридриха Гаусса, которую вручат впервые.

Напомним, что Григорий Перельман стал главным кандидатом на присуждение медали Филдса. О наиболее вероятном кандидате на научном фестивале в Эксетере (Великобритания) заявил профессор математики Стэнфордского университета Кит Девлин.

Главной заслугой Перельмана стало то, что он в одиночку смог окончательно решить одну из фундаментальнейших проблем математики – задачу Пуанкаре.

Сформулированная в 1904 году французским математиком, физиком и философом Жюлем Анри Пуанкаре задача относится к топологическим преобразованиям. Благодаря им можно, например, любую замкнутую двумерную поверхность уподобить сфере (поверхности обычного шара). Такие фигуры называются гомеоморфными. Но никакие преобразования не помогут превратить замкнутую поверхность в незамкнутую (грубо говоря, поверхность шарика в поверхность бублика). То есть любая односвязная поверхность должна быть гомеоморфна сфере.

Для двумерного случая задачу решили ещё в XIX веке. В 1904 году Пуанкаре предположил, что задача имеет решение и на более сложных уровнях (например, трёхмерная поверхность четырёхмерного шара или пятимерная поверхность шестимерного шара). Только в 1981 году Майкл Фридман решил задачу для размерности 4. Трёхмерный случай казался неприступным. Эту задачу Пуанкаре математическое сообщество признало одной из самых сложных в мире.

За её решение предложено множество премий (в том числе $1 млн от Математического института Клэя). Однако размер и количество премий ускорить решение не помогли. И неожиданно для всех сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени Стеклова РАН (ПОМИ РАН) Григорий Перельман опубликовал на сайте препринтов Лос-Аламосской лаборатории две статьи под именем Гриша Перельман – в ноябре 2002 года и в марте 2003 года. Итог статей (по сути – схема доказательства задачи Пуанкаре, а точнее, её более общего варианта – гипотезы геометризации Терстона) – задача решена, можно двигаться дальше.

Две статьи общим объёмом в 61 страницу всколыхнули всю математическую общественность.

Со всех сторон на Перельмана посыпались предложения написать строгое доказательство, опубликовать статьи в ведущих журналах мира, поступить на работу в лучшие институты и т. д. Наиболее показательный пример можно привести с журналом Nature, редакция которого предложила Перельману написать для них статью о своём открытии. Перельман от всего отказался и, по словам знакомых, «ушёл в леса» (по некоторым данным, кстати, он и в этом году до последних дней собирал грибы под Санкт-Петербургом).

Не стал получать математик и Европейскую математическую премию (говорят, сказал, что они некомпетентны в таких вопросах). Прессу он также проигнорировал (и, кстати, игнорирует до сих пор), от всех почестей отказался. Хотя ему их и навязывают чуть ли не насильно. Например, статью за Перельмана в Nature написали другие люди (случай скорее исключительный, чем редкий), строгое доказательство по мотивам его работы также провели другие (некоторые работы заняли по 400 страниц). За прошедшие четыре года опровергнуть его доказательство не удалось никому, подтвердить – многим. Поэтому Кит Девлин с такой уверенностью и говорил о Перельмане как о наиболее вероятном кандидате на вручение медали Филдса.

«Газета.Ru» следит за развитием событий на конгрессе.