Глазки в кучку лучше видят

Постоянная угроза со стороны пресмыкающихся, необходимость их опознавать и избегать (наряду с другими факторами) заставила приматов ради собственной безопасности совершенствовать свое зрение. Такую гипотезу выдвинула Линн Исбелл (Lynne Isbell) из Калифорнийского университета в Дэвисе. Исследование было опубликовано в Journal of Human Evolution.

«Изменения глаза у приматов начались, – считает Исбелл, – когда им пришлось иметь дело со сжимающими, сдавливающими змеями, то есть около 90 миллионов лет назад». Эволюция глаза, по мнению исследовательницы, завершилась, когда у приматов появились глаза в передней части головы, способствующие хорошему объемному зрению (у других животных зрительные органы располагались по бокам головы).

Эволюция змей и дальше обуславливала эволюцию приматов. 60 миллионов лет назад возникли ядовитые змеи, и приматы были вынуждены снова совершенствовать свою зрительную систему. Процесс, как думает Исбелл, привел к появлению человекообразных приматов, в том числе и человека. Их панорамное цветное зрение значительно острее, чем у более ранних приматов, которым грозили лишь сдавливающие змеи вроде удавов.

Первые современные млекопитающие стали появляться примерно 100 миллионов лет назад. Змеи, вероятно, были их первыми и главными врагами – окаменелости хищников с ротовыми отверстиями, достаточно большими, чтобы проглотить млекопитающее, обнаруживали в слоях приблизительно того же периода.

Змеи, как говорит Исбелл, постоянно придумывали новые способы пропитания и соответствующим образом эволюционировали: сначала «отрастили» себе большие рты, потом – ядовитые железы.

Некоторые млекопитающие, например, сумели выработать физиологическое сопротивление яду, другие постарались слиться с окружающей средой... Способов уклониться от угрозы применялось много. А приматы сделали ставку на хорошее зрение, считает автор работы.

Оно давало и ряд других преимуществ, но, по мнению Исбелл, древние части зрительной системы, в первую очередь. кажутся особенно приспособленным именно для своевременного обнаружения пресмыкающихся.

Кроме мощного зрения в арсенале приматов имеются высокие умственные способности и пригодные к хватанию руки и ноги. Как считали ученые, все три особенности развивались параллельно, и ранние приматы использовали глаза и руки, чтобы ловить насекомых и прочую мелкую добычу.

Однако неврологические исследования показывают, что зрительная система фактически связана с, по выражению Исбелл, «модулем страха» – группой структур в мозге млекопитающих, участвующих в обучении, активном бодрствовании и формах поведения, вызванных страхом.

Различать змей умеют все млекопитающие – таким образом развивался их мозг, подчеркивает исследовательница.

У приматов, которым в повседневной жизни реже приходилось сталкиваться со змеями, стимул для развития зрения отсутствовал. Иллюстрацией и одновременно доказательством гипотезы о роли змей в формировании зрительной системы приматов, по мнению Исбелл, служит разница между обезьянами Старого и Нового Света. В Старом Свете угроза со стороны змей была постоянной, а в Новый Свет приматы прибыли за миллионы лет до ядовитых змей. Сегодня разница в остроте их зрения очевидна.

В то же время Исбелл считает, что ее теория ограничивается обезьянами и не должна распространяться на человека, на эволюцию которого влияло множество других факторов. В то же время змеи могли стать первоначальным толчком, хотя сегодня многие из нас никогда не встречали змею в природе. «Основная, элементарная часть нашей зрительной системы, которую мы делим с другими приматами, – как раз та, что возникла при участии змей», – подытожила Исбелл.

Специалисты с интересом отнеслись к рассуждениям исследовательницы. Так, Гарри Грин, герпетолог из Корнельского университета, по его словам, «заинтригован» возможной эволюционной связью между змеями и зрением приматов. «Исследование Исбелл – прекрасный пример синтеза, я готов держать пари, что она права», – сообщил он. Правда, никто из комментаторов не пояснил, почему такие изменения не коснулись остальных жертв змей.