Смена планет

Есть все основания признать десятой планетой небесное тело, пока называемое Зена (Xena).

Новые исследования астрономов, опубликованные в Nature 2 февраля, подтверждают, что по размерам Зена больше Плутона.

Впервые Зену, более известную под ее официальным названием 2003 UB 313, обнаружил в 2003 году Майк Браун, сотрудник Калифорнийского технологического института в Пасадене.

В 2003 году все тот же Майк Браун открыл планетоид Седна диаметром 1700 км, который сам же отказался классифицировать как планету, хотя некоторое время астрономы подумывали об этом. По его словам, в ближайшие годы на окраинах Солнечной системы снова и снова будут находить подобные объекты. В 2002 году в поясе Койпера обнаружили Куауар (Quaoar), диаметром около 1200 км, в 2001-м – Иксион (Ixion), 1065 км, в 2000-м – Варуна (Varuna), диаметром около 900 км.

Правда, открытие обнародовали только в июле 2005 года – исследователям хотелось получше изучить новый объект, прежде чем рассказывать о нем научной общественности. К тому времени астрономам уже стало ясно, что объект находится крайне далеко от Земли – примерно в 3 раза дальше от Солнца, чем Плутон. Исходя из яркости Зены астрономы решили, что она должна быть немного крупнее Плутона. И, вероятно, как и Плутон, отражать не больше половины падающего на ее поверхность света.

2003 UB 313 – самый отдаленный объект, когда-либо наблюдавшийся в нашей Солнечной системе: орбита, по которой он движется вокруг Солнца, в 97 раз больше земной. Расположен он в поясе Койпера – области Солнечной системы за орбитой Нептуна, где зафиксировано около 100 тысяч различных объектов. Считается, что эти объекты – сконденсировавшиеся остатки облаков газа и пыли, из которых Солнце и остальные планеты сформировались 4,5 миллиарда лет назад.

Чтобы вычислить размер Зены, астроном из Радиоастрономического института (Боннский университет) Франк Бертольди измерил величину тепловой эмиссии планеты, использовав сеть радиотелескопов в горах южной Испании.

По мнению Бертольди, диаметр Зены – 3000 км, что на 30% превышает диаметр Плутона (2300 км). Первооткрыватель Ксены Майк Браун оценивает расчеты Бертольди как «очень правдоподобные».

Однако слабая отражательная способность поверхности Зены привела к тому, что пока предел погрешности полученных результатов довольно большой, до 400 км. Поэтому Бертольди в настоящий момент занят анализом дополнительных снимков и надеется опубликовать уточненные данные не позже чем через месяц. Он рассчитывает, что новые вычисления установят размер объекта с точностью до 50 км.

В 2005 году группа астрономов под руководством Брауна обнаружила, что у Зены есть даже собственная «Луна», диаметр которой около 250 км. Спутник получил неофициальное название Габриэлла (спутница Зены в кинофильме «Зена – королева воинов»). По мнению астрономов, небольшая луна появилась на свет вследствие столкновения двух тел пояса Койпера.

Открытие Зены возобновило старые споры в кругу астрономов о том, не пора ли лишить Плутон его планетного статуса.

Малая масса, большая плотность, медленное вращение, отсутствие атмосферы и особенности орбиты Плутона, открытого в 1846 году, делают его совершенно непохожим на внешние планеты-гиганты. По одной из версий, ранее Плутон был спутником одной из этих планет (возможно, Нептуна). Если бы Плутон открыли в наши дни, никто не назвал бы его планетой – подобных небесных тел в поясе Койпера очень и очень много.

«Так как 2003 UB 313 определенно больше, чем Плутон, теперь все более трудно оправдать притязания Плутона на то, чтобы именоваться планетой, – размышляет Франк Бертольди. – Но исторически он считается планетой. Я предпочитаю уважать культурную традицию и волевым решением принять Плутон за произвольную точку отсчета».

По мнению Бертольди, просто следует признать планетами все небесные тела, размер которых больше Плутона.

Не все астрономы согласны с такой позицией. «Существуют довольно строгие научные формулировки. Планетой следует называть космический объект, имеющий уникальную орбиту и гравитационно доминирующий над окружающей средой», – считают некоторые из них. Международный астрономический союз даже сформировал специальный комитет, чтобы обдумать определение понятия «планета».