«Kepler превратил фантастику в науку»

В июне прошлого года были опубликованы первые данные поиска экзопланет с помощью космического телескопа Kepler, в ходе которых было обнаружено около 700 кандидатов в экзопланеты. В феврале, как и было обещано, ученые обнародовали новые результаты, по которым Kepler определил 1235 кандидатов в экзопланеты. Из них 68 планет имеют размер, близкий к земному, 288 являются «суперземлями» (в два-три раза больше Земли). 662 планеты схожи по размерам с Нептуном, радиус которого в четыре раза больше радиуса Земли, 165 кандидатов в экзопланеты имеют радиус, как у Юпитера (в 10 с лишним раз больше земного), а 19 по размерам превышают Юпитер.

54 новых кандидата в экзопланеты находятся в так называемой «зоне обитаемости» – области в космосе, где условия благоприятствуют зарождению и развитию жизни, аналогично условиям на Земле.

При этом 5 экзопланет близки по размеру с Землей.

Радиусы оставшихся 49 планет находятся в широком диапазоне: у некоторых они превышают земные размеры только в два раза, а у других сопоставимы с Юпитером и даже больше.

Эти данные основаны на результатах наблюдений, которые были проведены, начиная с 12 мая по 17 сентября 2009 года. Всего, как известно, телескоп Kepler наблюдает около 156 000 звезд на участках, которые составляют 1/400 от всего неба. «Тот факт, что мы нашли так много кандидатов в экзопланеты на таком маленьком участке, говорит о том, что в нашей Галактике есть много планет, которые вращаются вокруг звезд, похожих на Солнце», – заявил научный руководитель телескопа Kepler Уильям Боруцки.

Пять экзопланет, которые находятся в «зоне обитаемости» и близки по размеру с Землей, вращаются вокруг звезд, которые являются менее горячими и яркими, чем Солнце.

Для того чтобы подтвердить существование этих планет, нужны дополнительные наблюдения, поэтому лишних подробностей ученые не приводят.

Зато они сообщают о планетной системе Kepler-11, которая содержит сразу шесть экзопланет. Этой системе посвящена статья в новом номере журнала Nature. Эта система (если не считать Солнечную систему) является самой «населенной» среди тех, планеты в которых можно наблюдать методом транзитов. Вкратце напомним, в чем заключается этот метод. Астрономы следят за блеском большого количества звёзд. Если плоскость орбиты планеты пересекает диск звезды, будут происходить регулярные «частные затмения» или прохождения планеты по диску звезды. Хотя заметить крохотный диск планеты на неразличимом в телескоп диске звезды нельзя, блеск звезды чуть ослабнет. Этот метод чувствителен к крупным спутникам, однако требует, чтобы мы смотрели на систему «с ребра»: в противном случае затмений не будет. Данным методом большинство внесолнечных планет открывается в настоящее время.

«В одно поколение мы перешли от времени, где внеземные планеты были основой научной фантастики, в настоящее время, где телескоп Kepler помог превратить фантастику в науку.

Эти открытия подчеркивают важность научных миссий NASA, которые последовательно углубляют понимание нашего места в космосе», – заявил директор NASA Чарльз Болден.

Орбиты всех шести планет в системе Kepler-11 таковы, что у нас, в Солнечной системе, они поместились бы между орбитами Меркурия и Венеры. Самая «маленькая» по размерам планета имеет радиус 1,97 радиуса Земли, а самая большая превышает земные размеры в 4,52 раза.

Доктор Дэвид Лэйтам из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в интервью «Би-би-си» сказал, что Kepler-11 «лишь первая ласточка», так как у телескопа огромный потенциал. «Конечно, мечта – это найти что-то, достаточно похожее на Землю, чтобы там можно было жить. Ну а пока меня очень занимают эти многочисленные экзопланеты», – заявил Дэвид Лэйтам.

По иронии судьбы, именно тогда, когда ученые обнародовали новые данные с Kepler, у телескопа возникли проблемы.

Накануне стало известно, что 1 февраля телескоп по неизвестным причинам перешел в «безопасный режим» и не проводит наблюдения. В настоящее время специалисты NASA выясняют причины сбоя, который, по предварительной информации, связан с системой ориентации аппарата.

В «безопасный режим» работы космический аппарат переходит для защиты от сбоев, когда программное обеспечение или оборудование начинает работать нештатно. При этом на сайте NASA сообщается, что «все подсистемы остаются в нормальном состоянии».