Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




«Очевидно, что авторы темнят»

Выделение энергии в ядерных реакциях в миллионы раз выше, чем при обычном горении. Примером природного термоядерного реактора является Солнце, которое вырабатывает энергию путём термоядерного синтеза гелия из водорода. Эта и другие известные ядерные реакции синтеза проходят при температурах в миллионы градусов Кельвина. Предположение о возможности осуществления ядерной реакции синтеза в химических системах без значительного нагрева рабочего вещества называется холодным ядерным синтезом (холодный термояд). В свете примеров неудачных опытов и явных фальсификаций в конце XX – начале XXI века работы по холодному ядерному синтезу считаются, по сути, псевдонаукой. Но периодически в разных частях света возникают группы исследователей, которые заявляют о своих достижениях в области холодного термояда.

В середине января нынешнего года сотрудники Болонского университета Андреа Росси и Серджио Фокарди заявили о том, что им удалось провести успешный эксперимент по холодному термоядерному синтезу. На специальной пресс-конференции они продемонстрировали действующую установку – никелево-водородный термоядерный реактор.

Данная установка, как заявляют ее создатели, осуществляет термоядерную реакцию слияния ядер атомов никеля и водорода, в результате которой производится медь и выделяется большое количество энергии. За одну минуту установка преобразует около 292 грамм воды, находящейся при 20 градусов Цельсия, в сухой пар с температурой около 101 градуса.

На то, чтобы нагреть воду и превратить ее в пар, уходит 12 400 Ватт, притом, что сама установка потребляет в 31 раз меньше – 400 Ватт.

«Величина этого результата показывает, что существует жизнеспособная технология получения энергии и использования подручных материалов, которая не производит углекислый газ и радиоактивных отходов и которую экономично использовать», – заявили Росси и Фокарди.

Главное, что вызывает сомнение в результатах ученых, это то, что они предоставили мало данных о своем достижении. Так, итальянцы заявили, что один созданный ими реактор работает непрерывно в течение двух лет, обеспечивая энергией завод. О каком заводе идет речь, они не уточнили. Росси и Фокарди также заявили, что готовы через три месяца начать поставлять коммерческие образцы реакторов. Старт массового производства запланирован на конец нынешнего года. Сейчас же ведется работа над созданием большого агрегата из 125 модулей.

«Разумеется, трудно что-нибудь сказать определённое по такой скудной информации. Очевидно, что авторы темнят, – прокомментировал сообщения о презентации итальянских исследователей доктор физико-математических наук академик РАН Евгений Александров, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой. – Первое, что меня смущает, это утверждение о том, что имеет место ядерный синтез при реакции никеля с водородом с образованием меди. Дело в том, что ядерный синтез приводит к выделению энергии при слиянии «лёгких» ядер. Границей «легкости» служит ядро железа. Ядра тяжелее железа уже, строго говоря, метастабильны и, в принципе, способны к ядерному распаду с выделением энергии – чем тяжелее ядро, тем у него больше избыточной энергии (практически эту энергию удаётся извлекать только в особых случаях очень тяжёлых ядер – уран, плутоний...).

Так вот: никель тяжелее железа, а потому для его слияния с протоном (с образованием меди) нужно затратить энергию!

С другой стороны, в сообщении говорится о большом энергетическом выходе, который трудно подделать и в каковом факте трудно ошибиться. Поэтому я думаю, что вскоре эта история прояснится».

Еще один характерный факт, связанный с Росси и Фокарди, заключается в том, что ни один рецензируемый журнал не принял их публикацию про холодный термояд к печати. Но результаты все же опубликованы: специально для этого Росси и Фокарди основали онлайн-журнал Journal of Nuclear Physics. Кроме того, есть информация, что Росси ранее имел проблемы с законом, так как уклонялся от налогов и нелегально перевозил золото.

Все это практически не оставляет сомнений в том, что Росси и Фокарди не сделали ничего выдающегося.

Но является ли идея холодного термоядерного синтеза лженаукой? Евгений Александров считает, что нет.

«Я не связываю идею «холодного синтеза» с лженаукой, – сказал академик Александров. – Этот процесс возможен, и он, без сомнения, был продемонстрирован в случае с «мюонным катализом». Другое дело, что «мюонный катализ» нерентабелен.

Что касается множества других притязаний на реализацию «холодного синтеза», то, насколько мне известно, это всё были ошибки экспериментов – в ряде случаев это были ошибки добросовестные, но, несомненно, были и аферы.

Ставки очень высоки – переворот в энергетике, гарантированная Нобелевская премия, геополитические изменения в мире и т. д. Потому к подобным заявлениям в СМИ профессионалы относятся с естественным привычным недоверием».