Викинги породнились с индейцами

Первые контакты жителей доколумбовой Европы с Америкой – легендарные путешествия викингов – нашли подтверждения в генетике жителей Исландии. Оказалось, что викинги не только «съездили» в Америку, но и привезли оттуда гостей, а точнее, гостью.

Генетическое исследование нескольких семей исландцев показало, что

среди предков «современных викингов» были не только викинги древности и жители Европы, но и женщина-представитель коренного населения Северной Америки.

Работа опубликована в American Journal of Physical Anthropology.

Заселение Америки в доколумбову эпоху является предметом десятков теорий, как научно правдоподобных, так и откровенно фантастических. Официально считается, что первые люди пришли в Америки в 25-м тысячелетии до н. э. Именно тогда предки современных индейцев заселили континент, пройдя туда из дальневосточных регионов Азии по Берингову мосту, соединявшему тогда два континента.

Надежно подтвержденными считаются два контакта Старого Света с Новым: путешествие норвежских викингов во главе с Лейфом Эрикссоном в X веке, около 1000 года. Северяне, возможно, продолжали путешествия вплоть до XIV века. Кроме того, сведения о посещении Америки сохранились в преданиях полинезийцев.

Существуют и гипотезы о посещении Америк многими другими цивилизациями Старого Света: египтянами, финикийцами, греками, римлянами, арабами, чернокожими жителями Африки, китайцами (плавания флотоводца Чжэн Хэ), японцами, европейцами Средних веков, европейскими мореплавателями XV века — непосредственными предшественниками Колумба.

Однако с развитием науки и инструментальных методов исследования арсенал истории заметно пополнился: кроме анализа летописей, преданий и археологических памятников об истории передвижения народов (как и о распространении эпидемий, вызванных микроорганизмами) может рассказать генетика.

Недавно с помощью анализа ДНК была составлена карта передвижения чумы по миру, а теперь в ДНК найдены следы посещения европейцами Америки.

Точнее говоря, в ДНК нескольких жителей Исландии обнаружены следы посещения Европы жительницей Америки.

Исследование включало несколько этапов. Сначала ученые изучили генеалогию большой группы современных исландцев и выяснили, что около 80 человек из четырех современных семей происходят от людей, живших в Исландии еще в 1710 году. Среди этих людей оказались носители ранее неизвестного варианта митохондриальной ДНК - C1e. Ее особенность в том, что самыми близкими ее родственниками являются митохондриальные ДНК типа C1, характерные для американских индейцев.

11 современных исландцев оказались носителями митохондриальной ДНК, свойственной коренному населению Америки.

Также обнаружено генетическое родство с жителями Британских островов и Скандинавии, что, впрочем, сюрпризом не стало.

В митохондриях – «энергетических станциях» клетки – содержится лишь небольшая часть ДНК. Большая часть генетического материала хранится в ядре, куда попадают гены и матери, и отца ребенка. Отличие митохондриальной ДНК в том, что она без изменений попадает в новый организм из яйцеклетки, то есть наследуется по материнской линии, изменяясь только в результате случайных мутаций.

Таким образом, первым жителем Америки, прибывшим в Старый Свет, была женщина, а произошло это за несколько столетий до 1710 года.

«Так как остров с начала второго тысячелетия практически жил в изоляции, логично предположить, что эти гены принадлежали представительнице коренного населения Америки, которая прибыла в Исландию с викингами около 1000 года», – отмечают авторы работы. Это подтверждает информацию об экспедиции викингов под предводительством Лейфа Эрикссона в Америку.

Исследование проводил Институт биологической эволюции (Барселона) совместно с исландской компанией Decode Genetics (Рейкьявик), которая владеет базой данных генетики населения Исландии. Чтобы раскрыть тайны прошлого, ученые сейчас дополняют исследования, анализируя геном большой группы людей из региона «потомков индейцев» близ ледника Ватнайёкюдль на юге Исландии.