Планета потерялась на докладе

Две недели назад американские астрономы обнаружили первую потенциально обитаемую планету за пределами Солнечной системы. Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Крузе и из Института Карнеги в Вашингтоне в статье в Astrophysical Journal сообщили о том, что звезда Gliese 581, расположенная в 20 с небольшим световых годах в созвездии Весов, имеет не четыре, как было известно ранее, а шесть планет. При этом ведущий автор публикации Стивен Фогт и его коллеги написали, что самая маленькая из этих планет Gliese 581g может быть потенциально обитаемой, так как имеет массу в несколько раз больше массы Земли, схожие с земными радиус и ускорение свободного падения, а также температуру на поверхности в пределах -31…-12 градусов Цельсия.

Новость об открытии первой экзопланеты, где может существовать жизнь, продолжала привлекать к себе как внимание обывателей, так и представителей научного мира.

Так, Рагбир Батал из Университета Западного Сиднея заявил, что «засек» подозрительные импульсы света около двух лет назад, когда шел пешком в обсерваторию, и эти импульсы пришли приблизительно из той же части галактики, где в сентябре нашли Gliese 581g. Правда, официальное научное сообщество скептически отнеслось к этому «открытию».

Зато доклад Франческо Пепе из Женевской обсерватории, который был сделан им на этой неделе на симпозиуме Международного астрономического союза в Турине, не остался незамеченным астрономами во всем мире. В своем выступлении Пепе доложил о результатах обработки наблюдений планетной системы Gliese 581, которую провела группа ученых под руководством Мишеля Майора.

По объему эти данные на треть превышали данные Фогта и коллег, на основе которых те сделали вывод о существовании потенциально обитаемой планеты Gliese 581g. Правда, эта данные были получены с помощью лишь одного спектрометра высокого разрешения HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе Европейской Южной обсерватории на чилийской горе Ла-Силла. Работа Фогта же была основана еще и на архивных наблюдениях, полученных с помощью другого спектрометра высокого разрешения, HIRES, установленном на десятиметровом телескопе имени Кека, что находится на Гавайских островах.

Увы, но Пепе и его коллеги так и не обнаружили признаков существования планеты, которая так взбудоражила мир две недели назад.

«Мы легко восстановили четыре хорошо известные планеты, которые обозначаются буквами b, c, d и e. Но никаких доказательств существования других планет вокруг этой звезды мы не видим», – заявил Пепе в своем докладе.

При этом ученый из Швейцарии отметил: он и его коллеги не исключают, что планета Gliese 581g все-таки существует и является пригодной для жизни. «Мы не пытаемся доказать, что такой планеты нет. Мы просто говорим о том, что не видим сигнал от этой планеты, который бы отличался от шума», – сказал Пепе.

Сейчас астрономы, комментируя ситуацию, стараются избежать категорических выводов, но скрыть свой интерес к происходящему они даже не пытаются. Так, Рэй Джаявардхана, работающий в Университете Торонто, прослушав выступление Пепе, тут же на своей страничке в Facebook написал, что доклад женевской группы астрономов «безусловно, вызвал сомнения».

Зато Стивен Фогт, ставший «ньюсмейкером» две недели назад, продолжает стоять на своем.

В интервью порталу Space.com ученый отказался комментировать результаты группы Майора, представленные в Турине Пепе, поскольку его не было на этой встрече и он не видел данных швейцарских астрономов.

Впрочем, Фогт сказал, что он не удивлен результатам Майора и его коллег, так как «сигналы от планет f и g были очень слабыми».

«Швейцарские ученые должны сделать то же, что сделали мы: опубликовать свои данные, анализ и выводы в рецензируемом научном журнале, чтобы весь мир имел возможность ознакомиться с ними, – заявил Фогт. – Пока этого не произойдет, трудно делать какие-то выводы об их работе. Но как только они это сделают, мы тщательно проанализируем предложенный ими подход к наблюдательным данным».

При этом американский астроном еще раз выразил уверенность в представленных его группой результатах. «Я уверен, что мы точно и честно обработали наши данные, так что если кто-нибудь самостоятельно проанализирует их, то придет к тем же выводам, что и мы», – заявил Фогт.

«Газета.Ru» будет следить за развитием событий.