Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Пьяные дети надолго

Проблема вредных привычек – курения, алкоголизма и наркомании – в России стоит очень остро. Особую обеспокоенность вызывает то, что все вредные привычки стремительно молодеют, и при возрастной дифференциации неутешительная статистика становится просто устрашающей. К примеру, доля курящих женщин в возрасте 20–29 лет примерно в десять раз больше, чем доля курящих в возрастной группе старше 60 лет. 20% общего числа наркоманов в России – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16–30 лет, и лишь 20% – люди более старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет, по статистике, 15–17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9–13 лет. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки около 82% людей в возрасте 12–22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33,1% юношей и 20,1% девушек.

Вредные привычки в раннем возрасте опасны тем, что они оказывают необратимое воздействие на несформировавшийся организм, последствия которого неисправимы. Однако государственная политика в этом контексте остается неудовлетворительной – цены на сигареты в России одни из самых низких в мире, а агрессивная реклама «подросткового» алкоголя, ликвидированная на телевидении, преспокойно существует в таких респектабельных госучреждениях, как московское метро. И несмотря на жесткий протест блогосферы против подросткового позиционирования напитка «Трофи» (губительного для пищеварительной, сердечно-сосудистой и репродуктивной системы, собрата не менее вредного «Ягуара»), плакаты в метро продолжают висеть, соседствуя с популистскими баннерами, посвященными 1 июня – Дню защиты детей.

В канун этого праздника в международных научных журналах вышло несколько статей, посвященных детальным исследованиям вреда алкоголя для растущего организма.

В одной из них показано, что подростковое пьянство может вызвать серьезные продолжительные поражения области мозга, играющей важную роль в долгосрочной памяти и ориентации в пространстве, – гиппокампе.

Эксперимент был проведен на молодых макаках-резусах – четырем животным давали алкогольный напиток с цитрусовым запахом по часу в день в течение 11 месяцев. Содержание алкоголя в напитках доводилось до 6%, что ниже, чем в пиве, и примерно равно содержанию спирта в так называемых слабоалкогольных коктейлях («Ягуар», «Трофи», «Шейк» и т. д.). Таким образом, за день они выпивали количество алкоголя, эквивалентное 10–12 банкам пива. Тесты на алкоголь в крови установили, что макаки «напивались» до интоксикации, что чаще всего бывает с подростками, перебирающими алкоголь на «вечеринках».

По завершении эксперимента ученые провели исследования мозга животных. Сравнение с контрольной группой из трех аналогичных макак, которые пили цитрусовый напиток без алкоголя, показало, что на фоне употребления алкоголя заметно сократилась выработка стволовых клеток (до 80–90%), а также выросла деградация нейронов гиппокампе. Именно стволовые клетки гиппокампа затем перерождаются в так называемые прогениторные клетки – предшественники нейронов (то есть клеток нервной системы).

Этот эффект является особенно важным и проблемным, потому что именно в юности завершается формирование мозга, отмечает старший автор работы, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, Китра Мандэм из Института Скриппса (Ла-Хойя, Калифорния).

Сокращение выработки стволовых клеток лишает подростковый организм обычной активности и сокращает его способности к регенерации при повреждениях.

«Обезьяны любят выпить. Они очень похожи на людей», – отметила Мандэм.

Ранее исследователи уже отмечали, что алкоголь сокращает нейрогенез, но истоки этого явления были неизвестны. Новое исследование показало, что алкоголь прерывает цепочку нейрогенеза на самой первой стадии – выработке стволовых клеток.

«Если выработка нейронов нарушена на таком раннем этапе жизни, шансы после восстановить их очень невелики», – отмечают авторы работы.

Другая работа посвящена связи юношеской импульсивности и употребления алкоголя в возрасте «ранней зрелости» – 18–25 лет. Ее публикует журнал Alcoholism: Clinical and Experimental Research.

«Модели поведения, связанные с импульсивностью, – например, ненаправленность и недобросовестность – обычно более характерны для молодых людей. Склонность к такого рода поведению должна сокращаться от 18 до 35 лет», – поясняют авторы работы, описывая процесс взросления.

Однако употребление алкоголя в раннем возрасте, как и семейная история алкогольной зависимости, могут менять пути эволюции человеческой личности, показало исследование.

В исследовании участвовали 489 студентов (266 девушек и 223 юноши, 51% из них с семейной историей алкоголизма). Их осматривали шесть раз в течение 15 лет.

Выяснилось, что быстрее всех «взрослели» те опрашиваемые, что резко сократили употребление алкоголя в возрасте от 18 до 25 лет.

Употребление же алкоголя препятствовало взрослению и повышало вероятность непредсказуемого поведения. Однако у некоторых людей степень импульсивности не менялась с возрастом вне зависимости от внешних условий. Этот факт требует дальнейшего изучения, отмечают исследователи.