Разносчик синтетических бактерий

«Синтетическая жизнь», ни больше ни меньше, – так характеризуют свое открытие американские ученые из института Крейга Вентера. В прессе созданную с помощью искусственного генома бактериальную клетку называют Синтией, а защитники природы сравнивают мельчайший организм с ящиком Пандоры.

Работу профессора Крейга и его коллег публикует Science.

Опубликованная работа стала результатом длительного многостадийного процесса подготовки и моделирования создания искусственной клетки. Ранее ученым удавалось отдельно провести две стадии процесса – синтез рассчитанного на компьютере генома и пересадку генома из одной бактериальной клетки в другую. В результате удалось совместить эти две стадии:

пересадить бактерии не геном «соседки», а искусственно синтезированный «мозг».

Эксперимент проводился на бактериях Mycoplasma mycoides. Выбор объекта Крейг Вентер, руководитель исследования, объяснил довольно просто: «Это лишь первый шаг, проверка верности парадигмы как таковой. Мы хотели начать с некоего организма, достаточно простого, но биологически активного (при условии, что мы правильно его воссоздадим). Сама констатация факта такой возможности – очень важное достижение. Оно сразу переводит разговоры на эту тему из теоретической плоскости (в которой они находились еще пару месяцев назад) в совершенно практическую».

Возможность создания искусственного гена в перспективе означает, что «синтии» могут выполнять требования человека, совершенно не предусмотренные их изначальными функциями. Биологи надеются, что «синтетическая жизнь» может дать принципиально более эффективный подход к решению глобальных проблем – голода, недостатка энергоресурсов и загрязнения окружающей среды.

Однако экологи и защитники природы относятся к проекту с большим скепсисом.

Общество «Друзья Земли» (Friends of the Earth), в частности, заявило: «Научное достижение, перескакивающее в мгновение миллиарды лет эволюции, несет прямую угрозу всему миру. На работы в этом институте необходимо ввести правительственный мораторий».

Защитники природы требуют введения строгого государственного регулирования, которое будет четко блюсти интересы окружающей среды и людей при возможном внедрении потенциально небезопасной генной технологии.

Однако и у этой идеи есть свои недовольные. «Зеленое» учреждение ETC Group окрестило новое исследование «ящиком Пандоры» и заявило, что контролировать такие подрывающие основы мироздания работы не готовы ни общество, ни правительство. Активисты требуют полного запрета на разработки в области синтетического гена не только в институте Вентера, но и в других государственных научных учреждениях, а также в частных исследовательских лабораториях по всему миру.

Впрочем, с потенциальной опасностью этого изобретения, которое, по сути, может позволить создать искусственную жизнь, согласен и его автор Крейг Вентер.

«Конечно, мы обязаны беспокоиться о возможном нецелевом использовании этих технологий. Для таких революционных открытий должна быть разработана новая регуляторная законодательная база, потому что существующая уже может быть недостаточной. И мы, как создатели и разработчики, в первую очередь заинтересованы приложить максимум усилий, чтобы не дать технологиям попасть в плохие руки. Этот процесс уже идет. Наука должна развиваться в этических рамках», – заявил он в интервью The Independent.

Религиозные группы в США, однако, не считают, что эти разработки ведутся этично.

Они считают, что ученые не должны поднимать проблему создания «искусственной жизни», так как общество не готово принять прагматичное объяснение «тайны бытия».

Сам профессор Крейг не считает, что такие работы – это «игра в бога». «Такие слова – клише, употребляемое при каждом значительном научном открытии, биологическом в особенности. Наука – это путь к пониманию жизни на наиболее фундаментальном уровне и попытка использовать эти знания для блага человечества. Я думаю, что мы лишь часть прогресса научного знания и понимания мира вокруг нас», – добавил он.