Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Интеллект не разыграешь

За последние пять лет появилось обилие «развивающих» компьютерных игр, в аннотации к которым говорится, что они «повышают интеллект» и позволяют «сохранять мозг молодым». В этой связи руководство научно-популярной программы Bang Goes The Theory, выходящей на телеканале BBC One, предложило ученым провести исследование, которое должно было определить, насколько эти игры действительно развивают мозг и улучшают такие способности человека, как память, логика, пространственное воображение.

Исследование возглавил Эндрю Оуэн, ведущий специалист по исследованию мозговой деятельности Кембриджа. В эксперименте, который был широко разрекламирован в телепередаче, приняли участие 11 430 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Данное исследование показало, что никакого повышения своего IQ участники эксперимента не получили.

Перед началом эксперимента каждый участник прошел тест на оценку интеллектуальной деятельности мозга. Тесты были разработаны при участии британских ученых из Медицинского исследовательского совета и Общества борьбы с болезнью Альцгеймера. Затем испытуемые в течение шести недель каждый день хотя бы по десять минут «развивали мозг», играя в специально разработанные интеллектуальные игры на специальной страничке на сайте BBC.

Всего участники эксперимента могли играть в двенадцать игр, половина из которых требуют таких способностей мозга, как планирование, решение задач и анализ, а другие шесть – кратковременной памяти, внимания, знания математики и интерпретации визуальной информации.

По этим признакам все «играющие» участники эксперимента были разделены на две группы.

На приведенном далее фото приведен фрагмент игры, суть которой состоит в том, чтобы, анализируя показания весов, выбрать самый тяжелый предмет из представленных ниже.

По истечении шести недель испытуемый вновь проходил тест на оценку интеллектуальной деятельности мозга. В контрольной группе были участники, которые в течение шести недель просто искали информацию в интернете, а не играли в развивающие интеллектуальные игры.

Комментируя результаты исследования, его руководитель Эдриан Оуэн заявил, что они «получились четкими»:

«По (полученной) статистике, нет никаких существенных различий в развитии интеллекта у тех, кто играл в наши развивающие игры, и тех, кто в то же самое время просто сидел в интернете»

«Миллионы из нас играют в развивающие игры, предполагая, что это позволит нам лучше решать повседневные задачи и развивать мышление, но до сих пор не было никаких свидетельств того, что это действительно так, – рассказал ведущий программы Bang Goes The Theory Даллас Кэмпбелл. – Мы решили проверить экспериментальным путем, насколько полезны развивающие игры, чтобы ответить на вопрос, стоят ли они наших денег. Теперь у нас есть ответ».

Комментируя результаты эксперимента, шведский психолог Торкель Клингберг из Каролинского института согласился с тем, что многие обучающие игры, которые повсеместно продаются, не несут пользы взрослым (признаки положительного влияния таких игр на детей и людей пожилого возраста были в предыдущих исследованиях), так как «созданы без участия ученых» и «не проверены надлежащим образом». Тем не менее Клингберг высказал сомнения в справедливости результатов эксперимента, предположив, что люди, участвующие в нем, могли отвлекаться на какие-то посторонние факторы, например телевизор или общение с друзьями и родственниками.

«Эта статья ни в коей мере не опровергает, что деятельность мозга не может быть улучшена подобными играми», – заявил ученый.

В ответ на это замечание Эдриан Оуэн заявил, что результаты эксперимента не могут быть подвергнуты сомнению, потому что люди принимали участие в нем, находясь в своих обычных условиях, как они обычно и играют в такие игры – «у себя дома и на своем компьютере».