Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Зачем лететь на Марс

Без году полвека

Раньше говорили: пиши только тогда, когда не можешь не писать. Во времена интернета этот призыв, к сожалению, бессмыслен. Но вот высказаться по поводу дня космонавтики почему-то сильно захотелось.

Итак, 49 лет назад Гагарин поднялся в космос. С тех пор утекло много воды, и достижения человечества в области пилотируемых полетов велики. В космосе побывали более ста отечественных космонавтов и далеко за пятьсот всех прочих (включая тех, кто летал на наших кораблях и станциях).

Но выдающиеся рекорды (вроде первой высадки на Луну Нила Армстронга и Базза Олдрина в 1969 году или полуторагодичного пребывания Валерия Полякова на станции «Мир» в 1994–1995 годах) все в далеком прошлом.

Новые рубежи пилотируемая космонавтика давно не берет. Идет рутинная, хотя и интересная, работа на борту Международной космической станции (МКС). Новости о ходе полета сообщают редко, только во время запусков и посадок. Сама работа на орбите уже давно не информационный повод для СМИ.

Много лет я говорил и писал, что космонавтика может стать мощным локомотивом для всевозможных технологий. В 1960-е годы так и вышло. Ввязавшись в космическую гонку, СССР и США столкнулись с тем, что целых отраслей промышленности, необходимых для той же высадки на Луну, просто не было. Нужно было создавать корабль и ракету (при этом решая сотни тысяч мелких и крупных инженерных проблем). Нужно было создавать надежные системы управления, жизнеобеспечения, системы связи, телеметрии. Необходимо было наладить систему подготовки космонавтов, включая их медицинское обеспечение. Создавались – специально для космонавтики – новые вычислительные машины (дедушки современных компьютеров). Разрабатывались новые материалы – сплавы, пластмассы и многое другое. В 1972 году, на излете программы «Аполлон», президент США Джимми Картер объявил, что Америка потратила на космос около 100 миллиардов долларов (в нынешних ценах эту цифру можно смело умножить на четыре).

Но эти средства были вложены в создание нового – того, чего не было раньше.

В результате и Америка, и весь мир обрели огромное количество новых технологий и новых возможностей – от современного медицинского диагностического оборудования до систем, ведущих горные разработки струей ракетного двигателя. Применение же спутниковых технологий дало человечеству неисчислимые преимущества. Экономическая отдача от всего нового, что создала космонавтика, оказалось огромной, во много раз большей по сравнению с суммой былых инвестиций.

Так вот, ожидая, что так будет и впредь, энтузиасты космических исследований призывали и призывают продолжать вкладывать и вкладывать в космос. Но ситуация слегка изменилась. Огромное количество космических технологий уже существует, и новые создаются гораздо более медленными темпами, чем раньше, поскольку объективной необходимости в этом нет. Разработанные десятки лет назад ракеты летают до сих пор, и неплохо. Их параметры можно немного улучшить (эта работа все время ведется), но все это делается в результате плавных эволюционных улучшений, а не радикальных революционных открытий.

Один из поводов для критики американской программы «Constellation», выдвинутой Джорджем Бушем-младшим для новых полетов к Луне, явилась как раз традиционность технической базы программы. Создание новой ракеты «Арес» и нового корабля «Орион» планировалось на новой элементной базе, но ничего принципиально нового по сравнению с кораблями «Аполлон» здесь не было! Если для «Аполлонов» специально создавались новые технологии, то для «Орионов» предполагалось использовать уже существующие. Понятно, что при таком подходе нового прорыва, который заполнил бы нашу планету продуктами нового суперпроекта, ожидать не приходилось. Думается, это было одним из соображений, по которым администрация президента Обамы порекомендовала ему отменить лунный план Буша. Так и было сделано: прекращены испытания «Ареса», планы полетов на Луну в 2020 году не будут реализованы.

Более того, похоже, американцы вообще никуда не полетят, поскольку не на чем.

Эксплуатация шаттлов завершается в следующем году, а новых кораблей у США теперь не будет, разве что частные компании создадут нечто новое, и НАСА начнет закупать эту технику, на что надеется Обама. И уже заключены контракты, согласно которым американцев и других «участников концессии» будут возить на МКС за деньги старые добрые российские «Союзы», чья концепция разработана еще Королевым в 1962–1963 годах…