На Землю похоже, но жизни нет

Экзопланеты, то есть планеты, которые обращаются не вокруг Солнца, а вокруг других звезд, в последние годы открываются особенно активно. Причиной тому является усовершенствование инструментов и методов наблюдений, которые с каждым годом позволяют все более пристально следить за далекими светилами.

В Солнечной системе, как известно, есть планеты двух типов. Планеты земной группы – Меркурий, Венера, Земля и Марс – сопоставимы по размеру и, самое главное, по плотности (у Земли этот параметр составляет 5,5 г/см3). Грубо говоря, все эти планеты можно назвать «каменными». А вот планеты-гиганты, каковыми в Солнечной системе являются Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, большей частью состоят из газа: их плотность в несколько раз меньше плотности Земли, а размеры намного превышают земные. По наблюдениям, среди известных на данный момент экзопланет подавляющее большинство подобны Юпитеру, то есть являются газовыми планетами-гигантами.

Впрочем, это касается не всех экзопланет.

В феврале нынешнего года французские ученые объявили об открытии с помощью спутника COROT, запущенного на орбиту в 2006 году, небольшой экзопланеты, которая получила название COROT-Exo-7b. Эта планета вращается вокруг звезды, которая немного меньше и холоднее нашего Солнца, моложе него на несколько миллиардов лет, находится от нас на расстоянии 500 световых лет и видна с Земли как светило 12-й звездной величины в созвездии Единорога.

Наблюдения со спутника COROT показали, что эта звезда с периодичностью 20,4 часа имеет незначительное (всего 0,004%!) падение своего блеска. Наблюдения в крупные наземные телескопы подтвердили, что эти колебания не представляют собой инструментальный эффект или следствие «пятен» на поверхности звезды и что речь идет о планете.

Величина падения блеска позволяет оценить площадь «мешающего» объекта; таким образом, еще в феврале авторы открытия могли утверждать, что

речь идет об экзопланете рекордно маленького радиуса – 12 тысяч километров, чуть меньше двух радиусов Земли.

Для того чтобы оценить массу планеты, требовалось определить ее скорость с большой точностью. И здесь возникли небольшие проблемы, так как звезда, вокруг которой вращается COROT-Exo-7b, является достаточно активной и на ее поверхности периодически возникают пятна (как на Солнце), которые ослабляют блеск данной звезды. Для того чтобы учесть этот эффект, понадобилось огромное количество наблюдательного материала; также понадобилось учесть собственное вращение звезды вместе с пятнами – по расчетам, период оборота этой звезды вокруг своей оси составляет около 23 дней.

Астрономы решили данную задачу с помощью установленного на 3,6-метровом телескопе Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили спектрографа HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), который предназначен для поиска и исследования планет методом высокоточного измерения лучевых скоростей. Обработав наблюдательный материал, полученный на протяжении 70 часов, ученые определили, что

масса экзопланеты COROT-Exo-7b превышает массу Земли всего в пять раз, при этом ее плотность очень близка к плотности Земли.

Результаты работы опубликованы в пресс-релизе ESO, а соответствующая статья в октябре выйдет в журнале Astronomy & Astrophysics.

При всем сходстве с Землей для жизни эта планета абсолютно непригодна. COROT-Exo-7b находится слишком близко к своей звезде, вращается вокруг нее в семь раз быстрее, чем Земля движется вокруг Солнца. На той стороне, которая обращена к звезде, температура поверхности достигает 2000 градусов Цельсия, а на ночной стороне температура резко падает – до минус 200 градусов.

Но даже с учетом этого нельзя не признать незаурядность результата исследований планеты COROT-Exo-7b. Нет сомнений, что подобным методом в ближайшие годы будут открыты другие экзопланеты, которые, вполне возможно, окажутся еще более похожими на Землю.