Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Стресс-трава

Среди любителей покурить «травку» достаточно часто встречаются известные люди. Музыкантам и художникам, которые порой любят использовать дурман-траву в творческих целях, их баловство марихуаной, как правило, сходит с рук, а вот спортсмены одной сделанной не вовремя затяжкой могут перевернуть свою карьеру с ног на голову, поскольку им регулярно приходится сдавать тесты на допинг. В сходной ситуации находятся и автолюбители. Им гораздо реже приходится сдавать анализы на содержание алкогольных и наркотических веществ, но если в их крови будут обнаружены следы марихуаны, то жди беды: придется попрощаться либо с правами на длительный срок, либо с большой суммой денег.

Вопрос о том, как долго следы марихуаны содержатся в организме человека, до конца не исследован.

Очевидно, что есть прямая зависимость между тем, в каких количествах человек курил дурман-траву, и тем, сколько должно пройти времени, чтобы его анализы не показали следов марихуаны. Но точно сказать, сколько после одного выкуренного «косяка» автомобилисту нельзя садиться за руль, а спортсмену сдавать анализы, дабы не иметь проблем с местным антидопинговым агентством, никто не в силах.

Пример некоего спортсмена, допинг-проба которого дала положительный результат на марихуану, хотя он целый месяц не курил «траву», вдохновил Джонатана Арнольда из Сиднейского университета на исследование механизма сохранения следов производных конопли в организме человека на длительный срок.

Ученые обратили внимание на то, что незадолго до сдачи положительного на марихуану допинг-теста спортсмен резко сбросил 4 кг.

Известно, что главным компонентом препаратов конопли является тетрагидроканнабинол (ТГК), который в чистом виде вызывает головокружение, галлюцинации, беспричинный страх и тому подобные неприятные ощущения. При употреблении марихуаны этот препарат попадает в кровь, откуда может быстро сорбироваться в жировые клетки, после чего медленно диффундировать обратно в кровь. ТГК легче попадает из крови в жировые клетки, чем возвращается оттуда в кровь, и поэтому постоянное потребление наркотических веществ из конопли может привести к тому, что производные ТГК будут постоянно находиться в жировых клетках.

Таким образом, в случае быстрого распада жировых клеток в организме ТГК возвращается в кровь, предположили Арнольд и его коллеги.

Распад жировых клеток, как известно, происходит, или когда человек резко сбрасывает вес, или когда он испытывает сильный стресс.

Свое предположение ученые проверили на крысах. Как сообщает New Scientist, в течение десяти дней они каждый день вводили им ТГК. После этого, выждав два дня, они разделили крыс на три группы. Одной трети он ввели адренокортикотропный гормон (АКТГ), более известный, как «гормон стресса», другую лишили еды на сутки, а остальных оставили в покое в качестве контрольной группы.

Последующий анализ показал существенное различие количества ТГК в крови крыс из разных групп.

По сравнению с контрольной группы у крыс, которые целые сутки были лишены питания, количество ТГК в среднем было в два раза больше. У крыс, которые получали гормон стресса, уровень ТГК также был выше, чем у контрольных экземпляров. Результаты работы приняты к публикации в British Journal of Pharmacology.

Впрочем, у ученых остались еще некоторые невыясненные вопросы, которые требуют дальнейших исследований. Самый главный из них заключается в том, что количество ТГК увеличилось только в течение двух дней после регулярного потребления конопляного препарата и после того, как они или оказались лишенными еды, или получали гормон стресса. Ученые полагают, что это связано с тем, что их эксперимент носил краткосрочный характер и при более длительном употреблении ТГК это вещество аккумулировалось бы в организме в больших количествах. Иначе не объяснить встречающийся порой высокий уровень ТГК в крови людей, которые уверяют, что давно не употребляли марихуану.

Результаты работы Арнольда и его коллег могут в дальнейшем пригодиться спортсменам и автолюбителям, попавшим в трудную ситуацию из-за своего желания побаловаться «травкой».