Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Жена-змея и пони в море

В субботу, 23 мая, желающие могли отметить 302-ю годовщину со дня рождения Карла Линнея – великого шведского ботаника и зоолога, заложившего основы современной биологической систематики. Специально к этому дню Международный институт исследования видов при Университете американского штата Аризона опубликовал очередной ежегодный список из 10 «самых-самых» видов растений, животных и на этот раз бактерий, впервые описанных в научной литературе в течение 2008 года.

Всего биологических видов на данный момент известно около 1,8 миллиона, а каждый год их открывают чуть меньше 20 тысяч. Помимо десятки «самых-самых» учёные ежегодно публикуют и SOS – State of Observed Species, в котором подводят окончательные итоги по количеству новооткрытых видов. В этом году такие итоги подвели за 2007 год (на то, чтобы описать вид и дождаться публикации, уходит немало времени). За позапрошлый год, как подсчитали биологи, были открыты 18 516 новых видов. Годом раньше таких было 17 тысяч, но прежде туда систематически не включались прокариоты (бактерии и археи), так что сравнивать эти величины некорректно.

Больше 3/4 новооткрытых видов (75,6%) составляют беспозвоночные, 11,6% – сосудистые растения (иными словам, наземные растения – не мхи) и лишь 6,7% – это новые позвоночные. Оставшиеся шесть с небольшим процентов состоят по большей части из бактерий и архей. Бывают среди новооткрытых видов даже и млекопитающие: почти 10% всех зверей были открыты за последние 15 лет, однако численно их вклад невелик: в среднем в год находятся 20–30 новых видов млекопитающих, а это десятые доли процента.

В нынешней десятке «самых-самых» млекопитающим места не нашлось.

Первое место в списке занимает вообще не животное, а растение – мадагаскарская пальма Tahina spectabilis, которая настолько велика, что её можно разглядеть даже на спутниковых картах Google Earth. Высота взрослого дерева – 20 метров, размах листьев на вершине – 5 метров.

Но внимание она привлекла не размерами, а своим удивительным жизненным циклом. Дерево живёт целый век, не принося плодов, а потом пускает в цветение и плодоношение буквально все свои силы. После единственного в своей жизни эпизода размножения пальма умирает и буквально разваливается под своим собственным весом. Особей T. spectabilis осталось меньше сотни, и все они растут в крохотном регионе на северо-западе Мадагаскара. Тем не менее семена этой пальмы уже стали невероятно популярны среди любителей разведения пальм.

На втором месте расположилось самое крупное современное насекомое – палочник Чана (Phobaeticus Chani), живущий на острове Калимантан. Длина насекомого без лапок – 35,7 см, с лапками – 56,7 см. Открыт он был ещё в 1989 году, когда житель малайзийского штата Сабах принёс животное местному натуралисту и просто уважаемому человеку Чан Чев Луну. Позднее были пойманы ещё два экземпляра, один из них сейчас находится в лондонском Музее естественной истории.

Третье место у крохотного морского конька Hippocampus satomiae, открытого у берегов всё того же Калимантана. Эта рыба имеет длину всего в 13,8 мм и высоту в 11,5 мм, а видовое имя получила от личного имени инструкторши по подводному плаванию Сатоми Ониси, которая поймала конька и доставила его к учёным.

Четвёртый в списке тоже из самых мелких. На этот раз самая маленькая змея. Leptotyphlops carlae живёт на Барбадосе, средний размер взрослой особи – всего 104 миллиметра.

Первооткрыватель Блэр Хеджез назвал змею именем своей жены Карлы Анны Хасс.

Она помогала ему в работе. А может, змея просто чем-то напомнила жену Хеджезу.

Пятой в список вползла улитка-призрак Selenochlamys ysbryda, найденная в британском Уэльсе. Собственно, и в список она попала от удивления учёных, что даже в таком хорошо исследованном месте, как Великобритания, ещё можно обнаружить неизвестный вид животных, и не самых маленьких. Подобная история случилась и в прошлом году: в списке был вид грибов, который не был описан несмотря на то, что в обилии произрастает в университетских городках.

На шестом месте другой моллюск – Opisthostoma vermiculum, снова из Малайзии. Он поразил учёных наличием ни много ни мало четырёх осей, вокруг которых поочерёдно накручиваются витки раковины моллюска. Они, конечно, не все взаимно перпендикулярны – в пространстве всего три измерения, но закручивание действительно происходит независимо и строго по плану: у всех моллюсков взаимная ориентация четырёх осей одна и та же.

На седьмом месте снова рыба – на этот раз рыба-ласточка Chromis abyssus. Как и следует из видового названия, живёт она среди глубинных коралловых рифов (насколько коралловые рифы могут быть глубинными). Отличается она также синим цветом и тем, что стала первым новым видов, описанным в 2008 году, и первым видом, включённым в новую базу данных о новых видах Zoobank.

На восьмом месте рыба, вымершая 380 миллионов лет назад.

Однако перед смертью это животное девонского периода оставило убедительные доказательства, что оно было способно к живорождению. Рыбу так и назвали – Materpiscis attenborough, или «мать-рыба» Аттенборо (в честь знаменитого британского натуралиста Дэвида Аттенборо). Живорождение предполагает и другое свойство: эти рыбы были одними из первых известных нам существ, которые занимались сексом – оплодотворение должно было быть внутренним. Впрочем, чуть позднее нашлись рыбы, которые делали это ещё раньше.

Девятое место у кофе Coffea charrieriana, или кофе Шаррье, растущего в Камеруне. Это единственный известный африканский вид кофе, который не вырабатывает кофеина. Видовое имя бескофеиновый кофе получил в честь профессора Андре Шаррье, который многие десятилетия занимается изучением дикорастущего и селекцией новых сортов кофе.

Десятое место у бактерий-экстремофилов Microbacterium hatanonis. Место в десятке удивительных они заслужили за то, что живут в лаке для волос – по крайней мере, именно там они были изолированы. Видовое имя они получили в честь японского учёного Кадзунори Хатано, много занимавшегося тем самым родом экстремофилов, к которым принадлежит последний член десятки.

Общее число видов, живущих на Земле, учёные оценивают в диапазоне от 2 миллионов до 100 миллионов, при том большинство сходятся примерно в районе логарифмической середины этого интервала – 10 миллионов видов.

Несложно прикинуть, что современными темпами человечеству предстоит открывать новые виды ещё минимум 10, а то и 500 лет.

Если же их все 100 миллионов, то по 20 тысяч в год открывать их можно будет ещё 5 тысяч лет. В среднем же с момента возникновения линнеевской систематики 250 лет назад средняя скорость открывания новых видов составила чуть больше 7 тысяч видов в год. С нынешними 18,5 тысячами биологи превзошли средние темпы почти в три раза, и, скорее всего, они будут только расти: технологии не стоят на месте.