Древние инки делали сложные операции

Ученым давно известно, что древние инки умели делать трепанацию черепа. Ей подвергались в основном мужчины, вероятно, при серьезных ранениях. Новое исследование, проведенное американскими специалистами, показало, насколько успешными были эти операции, сообщает National Geographic.

Анализ найденных в районе Куско останков подтверждает: трепанации черепа делались на высоком уровне. Если тысячу лет назад подобные хирургические вмешательства приводили к смерти человека, то в XV веке из 100 «пациентов» выживали 90. Уровень распространения инфекций после хирургического вмешательства оставался довольно низким. Инкам не были доступны современные анестетики и антибиотики — вероятно, их роль играли растения.

Исследование показывает, что трепанация черепа была распространенной практикой в Куско, столице инков. Из 411 найденных в этом районе черепов 66 имели отверстия. Так, на небольшой территории специалисты обнаружили среди 59 черепов 21 череп со следами трепанации. Один из инков был прооперирован 7 раз. Среди «пациентов» оказалось 19 женщин, значит, трепанации черепа проводились не только при ранениях, но и в целях излечить эпилепсию или инфекционные заболевания.

GTA IV занесена в Книгу рекордов Гиннесса

Недавно анонсированная игра Grand Theft Auto IV побила мировой рекорд Гиннесса; ее результат будет зарегистрирован в специальном «игровом» издании знаменитой Книги рекордов за 2008 год.

Новый лидер выделился сразу в 2 позициях: не только как самая продаваемая и прибыльная игра за первые 24 часа продаж, но и как самый прибыльный развлекательный продукт. Рекорд GTA IV превзошел успех видеоигры Halo 3, фильма «Человек Паук 3», последней книги из серии «Гарри Поттер».

Вселенная в пробирке

Физики, работающие в Ланкастерском университете (Великобритания), создали "вселенную в пробирке", которую можно использовать для проверки универсальных теорий. Находящийся в небольшой пробирке гелий-3 охладили до температуры, лишь на небольшую величину превышающую "абсолютный нуль", или -273 градуса Цельсия — самую низкую температуру, которая вообще возможна. При ней гелий-3 образует "сверхжидкость" — упорядоченную жидкость, все атомы которой, согласно квантовой механике, находятся в одинаковом состоянии.

По мнению ученых из Ланкастерского университета, атомы этой жидкости при температуре, на одну тысячную долю превышающей абсолютный нуль, образуют структуры, подобные наблюдаемым в космосе. Как известно, поиски универсальной теории, объединяющей современные представления о всех силах и всех видах материи в единую картину, давно уже привели к появлению теории струн, в которой колебания или возбуждения ультрамикроскопических струн отождествляются с элементарными частицами. Наибольшие перспективы имеет теория суперструн — суперсимметричное обобщение теории струн. Но физики вышли на пять вариантов теории суперструн. Одна из главных проблем — невозможность проверки теоретических построений экспериментальным путем.

Однако теперь, если верить результатам исследования, опубликованным в Nature Physics, ученые смогут восполь зоваться "вселенной в пробирке". По утверждению одного из исследователей Ричарда Хейли, внутренняя структура сверхжидкости почти совпадает со структурой пространства-времени, как такового.

Следовательно, сверхжидкость можно использовать для создания моделей явлений в микромире и мире космического масштаба: например, черных дыр, космических струн и Большого взрыва. По мнению Хейли, это реальный способ проверки гипотез, поскольку уравнения, описывающие гелий-3, достаточно хорошо разработаны — можно утверждать, это самая сложная система, для которой мы уже имеем "Универсальную теорию всего". И теперь эксперименты, проводимые в Ланкастерском университете, могут пролить свет на феномены, предсказанные разными вариантами теории суперструн.