Ученые измерили силу, необходимую для передвижения атомов

Ученые из IBM в сотрудничестве с Регенсбургским университетом впервые измерили силу, необходимую для передвижения отдельных атомов на твердой поверхности.

Исследователи измерили как численное значение, так и направление силы, требующейся для передвижения атома или молекулы. Для этого они использовали новый микроскоп, имеющий возможности как атомно-силовых, так и сканирующих туннельных микроскопов. Изгибающаяся при взаимодействии с образцом часть зонда микроскопа была выполнена из кварца.

Исследовательская группа обнаружила, что необходимая для передвижения сила значительно меняется в зависимости от материала поверхности, а также от того, что требуется транспортировать - атом либо молекулу, даже в случае, если молекула имеет малый размер.

Так, сила, необходимая для перемещения атома кобальта по гладкой поверхности платины составляет 210 пиконьютонов, в то время как перемещение атома кобальта на медной поверхности требует приложения силы величиной лишь 17 пиконьютонов. Для сравнения - чтобы поднять медную монету массой 3 г требуется приложить силу в 30 млрд пиконьютонов.

Определение силы, необходимой для продвижения атомов на конкретных поверхностях с прецизионной точностью требуется для проектирования и конструирования устройств атомного масштаба: компьютерных микросхем, миниатюрных систем хранения данных и многого другого.

Снежинки образуются благодаря вредным бактериям

Ученые из Франции и США установили, что снежинки образуются благодаря бактериям. Работа ученых опубликована в последнем номере журнала Science.

Ученые под руководством Брента Кристнера из государственного университета Луизианы изучали образцы снега из Франции, Антарктики, Монтаны и Юкона. Их целью был поиск ядер или центров кристаллизации снежинок. Ядро кристаллизации - это то, с чего начинается образование снежинок. Раньше считалось, что в этой роли выступают частицы пыли, на которые намерзает пересыщенный водяной пар.

Исследователи обнаружили, что от 69 до 100 процентов ядер кристаллизации в изученных образцах были органического происхождения. Существенную часть биологических ядер кристаллизации составляли бактерии.

Больше всего снежинок образуется с участием бактерий во Франции, следом идут Монтана и Юкон. В арктических образцах снега было обнаружено меньше всего бактериальных центров кристаллизации.

Чаще всего "затравкой" будущей снежинки служили бактерии Pseudomonas syringae. Эти палочковидные бактерии способны заражать большое количество видов растений, в том числе, многие важные сельскохозяйственные культуры.

Патогенные бактерии оказались удивительно эффективными триггерами образования снежинок. Лучше всего Pseudomonas syringae "стимулируют" рост кристаллических ледяных структур при температурах от минус семи градусов по Цельсию до нуля.

Для предотвращения заражения сельскохозяйственных растений разработано множество средств, истребляющих Pseudomonas syringae. Новые результаты поднимают вопрос о том, не приведет ли уничтожение вредных бактерий к изменениям климата.

Sony разработала жёсткий диск нового поколения

Японская корпорация Sony разработала базисную технологию компьютерного жесткого диска нового поколения, емкость которого в пять раз превосходит нынешние образцы. На вариант такого устройства для переносного ноутбука, например, можно будет поместить 150 часов видеоизображения самой высокой четкости, сообщает ИТАР-ТАСС.

Новая технология основана на записи информации с помощью лазерного луча. Она позволяет на один квадратный дюйм площади хард-диска поместить данные объемом 1 терабит (тера – 1 триллион).

Sony не собирается сама производить жесткие диски нового поколения. Она намерена вступить в кооперацию с какой-либо электротехнической компанией, специализирующейся на этом виде продукции, и передать ей свою технологию. Сама же Sony будет концентрировать усилия на выпуске видеозаписывающей аппаратуры, работающей в формате Blue-ray. Он разработан специалистами корпорации и после жесткой конкурентной борьбы стал сейчас единым стандартом для DVD следующего поколения с повышенной емкостью носителя и четкостью изображения.