Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Японцы забурились в земную мантию

Во вторник начались испытания японского научного судна «Чику», построенного в рамках международного проекта с участием США, Южной Кореи, нескольких европейских стран и Китая. Судно намеревается пробурить в морском дне скважину глубиной в семь километров – в три раза глубже, чем удавалось ранее, сообщает «Таймс».

Главным инвестором этого проекта выступила Япония. Постройка судна обошлась в ₤350 млн, каждый год бурения обойдется участникам проекта в ₤50 миллионов. Бурение намечено в 200 километрах от Нагои, где глубина моря составляет 2,5 километра.

Руководитель проекта Асахико Таэра выделяет две основных научных цели экспедиции: предсказание и изучение землетрясений и попытка пролить свет на тайну происхождения жизни на земле.

«XX век был занят вопросом происхождении вселенной, – говорит Таэра. – Мы узнали об атомах и Большом взрыве. XXI столетие – время задаться фундаментальным вопросом: откуда произошла жизнь».

Экспедиция ставит перед собой цель достичь земной мантии. Хотя морское сверхглубокое бурение гораздо сложнее наземного, есть и выгоды: к океанскому дну поверхность Мохоровичича (место раздела земной коры и мантии) ближе.

Первое в истории исследование мантии должно принести много научных данных в области геологии, климатологии, сейсмологии, биологии и океанологии.

Бурение пройдет на стыке литосферных плит. И ученые надеются оставить в скважине датчики, что, по их мнению, позволит гораздо раньше предсказывать землетрясения.

Получение вещества мантии (планируется получить цилиндр длиной 1,5 м и диаметром 15 см) позволит, как надеется Таэра, подтвердить или опровергнуть теорию о зарождении жизни под земной корой, при высоких температурах и давлении.
Главный инженер проекта Кииотака Ямамото сказал: «Мы будем сверлить при возможных температурах 200ºC, при давлении, порождающем алмазы, и сквозь породу, которую нефтяные буры не могут даже оцарапать. Это – проект «Аполло» для Японии».

Попытки сверхглубокого бурения в мире уже предпринимались. Например, в 1970–1994 годах в России велись работы на Кольской сверхглубокой скважине. При проектной глубине 15 км работы остановились на глубине 12 262 метра (результат 1990 года), но так и не достигли мантии. А сейчас в Антарктиде
ученые пытаются пробурить скважину к залегающему под многокилометровым слоем льда озеру Восток. Что, учитывая условия работы, можно сравнить по сложности с нынешним проектом.

Морское сверхглубокое бурение также имеет свою предысторию. Например, американцы планировали достичь мантии в районе Гавайев. Скважину у подножия вулкана Мауна-Кеа собирались пробурить на 4,5 км. Но остановились на отметке в 3 км из-за огромных температур. Кроме того, в США с конца 70-х и до конца 90-х годов работала программа Deep Sea Drilling Project, специально для которой построили судно «Гломар Челленджер».

Российские ученые тоже принимали участие в этом проекте.

Как рассказал «Газете.Ru» участник экспедиций на «Гломаре» Иван Алексеевич Белов из Института литосферы окраинных и внутренних морей, Россия (СССР) участвовала в работе «Гломара» с его основания. Однако после 72-го рейса из-за ввода советских войск в Афганистан по личному указанию Рейгана советских ученых отстранили от проекта. Сотрудничество возобновилось в 1991 году. Но уже через год из-за неразберихи в стране и отсутствия финансирования Россия снова вышла из проекта.

Правда, отметил Белов, Deep Sea Drilling Project не ставил перед собой задачу добраться до мантии. Скорее речь шла о серии относительно небольших скважин (самая глубокая – 760 м). Однако полученные в рамках проекта результаты обрабатываются до сих пор. Например, ученые из Атлантического отделения Института океанологии РАН объяснили происхождение островов Зеленого Мыса и Канарских. Возможно, что новый проект, помимо всего прочего, позволит лучше понять процессы образования Японских островов.