Гены вырезали СПИД

Следом за неудачными результатами испытания смазки для профилактики передачи ВИЧ-инфекции ученые опубликовали более оптимистичные данные испытания генной терапии против СПИДа. Рональд Мицуясу из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и его коллеги получили достоверные доказательства эффективности и безопасности предлагаемого вида генной терапии.

Полученного эффекта пока недостаточно, чтобы рекомендовать генную терапию в качестве единственного метода лечения: к 48-й неделе с начала испытаний вирусная нагрузка (концентрация вирионов ВИЧ в крови) в группах плацебо и генной терапии не различались статистически значимо.

Зато число «живых» CD4+-лимфоцитов, которые поражает ВИЧ, оказалось больше в группе OZ1.

Именно так называется новый «препарат», при должной модификации способный избавить от трудностей приема и побочных эффектов традиционных методов антиретровирусной терапии. Средняя по всему сроку испытаний вирусная нагрузка – также в пользу OZ1.

Современные методы высокоэффективной антиретровирусной терапии (ВААРТ) при правильном подборе и соблюдении режима обеспечивают очень надежную защиту. Но даже малейшего перерыва (а в связи с побочными эффектами и жесткостью режима это не редкость) достаточно для увеличения концентрации вируса в крови. А чем больше вирусов живут и размножаются в организме больного, тем выше вероятность, что хотя бы у одного из них возникнет мутация, способная сделать вирус невосприимчивым к принимаемому препарату; очень скоро такие вирусы заполонят всё тело. Именно поэтому больным в продолжение курса лечения приходится то и дело менять препараты на всё более сложные и дорогие – увы, до тех пор, пока хватает денег.

Здесь генная терапия и должна была продемонстрировать своё главное преимущество – постоянное действие, ведь «препарат» закреплен в геноме наших собственных клеток.

Традиционно её рассматривали как единственный способ лечения врожденных заболеваний, связанных с дефектами генов. И хотя теоретически её можно использовать и для коррекции других состояний, в том числе инфекций или опухолей, возможные побочные эффекты (пусть и не известные до сегодняшнего дня, но от этого не менее опасные) постоянно сдерживали исследователей.

Авторы публикации в Nature Medicine начали свою работу ещё в 2003 году, набрав за это время 74 участника в США и Австралии, продолжавших проходить курс ВААРТ. В качестве мишени терапии они выбрали вирусную РНК, а основным действующим веществом стал рибозим – «хозяйская» РНК, которая работает, как фермент, адресно разрезающий вирусную РНК.

Вопрос «доставки» – встраивания анти-ВИЧ-гена в хозяйский организм – решился с помощью неопасного гаммаретровируса, в который учёные встроили кодирующую рибозим последовательность. Инфицирование проводилось за пределами организма: сначала ученые собрали у пациентов из крови клетки-предшественники крови, смешали их с вирусами и тщательно отмыли. После этого заражённые клетки ввели в организм в надежде на то, что они хотя бы частично вернутся в костный мозг, где смогут возвратиться в «спящее» состояние. А те, что не возвратятся – начнут делиться c образованием «устойчивых» к ВИЧ Т-хелперов (CD4+лимфоцитов).

Надежды частично оправдались – к концу 4 недели у пациентов, которым вводили OZ1, его ДНК обнаруживалась в 94% ядросодержащих клеток периферической крови. К 48 неделе эта доля снизилась до 12%, а к 100 – до 7%. Именно благодаря «приобретенной устойчивости» концентрация Т-хелперов, а это один из двух стандартно оцениваемых факторов тяжести СПИДа, у этих пациентов была достоверно выше на всех сроках наблюдения.

Со вторым показателем – вирусной нагрузкой – генная терапия не справилась.

Возможно, из-за того же снижения доли OZ1-содержащих клеток. Правда, средневзвешенная концентрация вируса в опытной группе была достоверно ниже, чем в контрольной. Да и связанных с OZ1 побочных эффектов зарегистрировано не было.

И хотя конкретно этот метод нельзя назвать приемлемо эффективным, работа Мицуясу стала первым двойным слепым рандомизированным плацебо-контролируемым исследованием генной терапии СПИДа. А её результаты пополнили крайне небольшой пока список болезней, на лечение которых с помощью генной терапии есть надежда. К миодистрофии Дюшенна, амаврозу Лебера и хроническому гранулематозу добавился СПИД.